«Стрелку забивали» на Красной Позиции

Красноармейцы держали здесь оборону за южный обход железной дороги на Урал

Далекой окраиной Казани век назад считалась территория вдоль Сибирского тракта – к востоку от «Русской Швейцарии», ныне парка им. Горького.

438

Автор статьи: Андрей ЛЕБЕДЕВ

Фото: из архива редакции; Маргарита Гафурова, “РТ”

Красноармейцы держали здесь оборону за южный обход железной дороги на Урал

 

obs114
Активная застройка улицы Красная Позиция началась в годы хрущевской «оттепели».

Далекой окраиной Казани век назад считалась территория вдоль Сибирского тракта – к востоку от «Русской Швейцарии», ныне парка им. Горького.

 

Перед нами – перекресток «малой» улицы Аделя Кутуя (есть еще и «большая», о чем ниже) и улицы Красная Позиция. Когда-то здесь располагался небольшой рабочий поселок, и эти переулочки густо «заселяли» многочисленные деревянные бараки да избы.

В предвоенные годы границы города заметно расширились в сторону старого аэропорта, основанного в конце 1920-х годов. Саму улицу назвали в честь событий Гражданской войны – в августе 1918 года именно здесь располагались позиции Красной Армии, оборонявшей строящуюся рядом железнодорожную линию. Новая железная дорога должна была соединить Казань с Екатеринбургом. Об этом – чуть подробнее.

Прежнее название улицы Красная Позиция – Генеральная Односторонняя. Таким наименованием она была обязана новой железнодорожной ветке (односторонней, то есть «одноколейке»), которая возводилась в объезд южных границ города – южному обходу. На востоке ее участок проходил как раз вдоль современной улицы Красная Позиция.

 


В миллионной Казани около 1700 улиц, переулков, площадей. Многие из них несут отпечаток тех преобразований, которые произошли в стране после Октябрьской революции. Об этом свидетельствуют названия улиц – Восстания, Борьбы, 25-го Октября, Революции, Краснооктябрьской, Пролетарской, Советской. В этом ряду – и Красная Позиция


 

В годы Гражданской войны, когда во всех отраслях хозяйства царила разруха, строительство железнодорожной магистрали до Урала продолжалось, причем довольно быстрыми темпами. В ней были заинтересованы как «белые», так и «красные», поэтому линию строили сразу с двух сторон. К примеру, Верховный правитель России адмирал Колчак выделил на ее строительство в Екатеринбурге 15 млн рублей из доставшегося «белым» золотого запаса страны.

Однако из-за того, что магистраль необходима была преимущественно в военных целях, а не для пассажирских перевозок, в Казани первым был запущен не южный обход, а северный – через современную станцию «Казань-2» на улице Восстания. Видимо, по причине экономии и более легкого для строительства рельефа местности.

Поезда по новой дороге пошли в 1920 году. Однако из-за того, что южный обход через улицу Роторную был недостроен (там отсутствовал мост), главный вокзал Казани оставался тупиковым. Пассажирские поезда доходили до Казани, высаживали пассажиров, после этого возвращались в Юдино и только потом следовали на восток, в Екатеринбург, через северный обход.

 

obs-14
Сегодня здесь ничего не напоминает о бурных событиях прошлого…

 

Такая ситуация сохранялась до конца 1920-х годов, пока не был достроен южный обход. Только после этого движение пассажирских поездов приобрело со­временный вид…

В октябре 1941-го в Казань из Москвы эвакуировали завод №230 наркомата авиационной промышленности, позднее – «Авиаприбор» (ныне «Электроприбор»). По решению Госкомитета обороны СССР предприятие расположилось в помещениях ветеринарного института – слева от места фотосъемки, через овраг с железнодорожным путе­проводом.

Бурное жилищное строительство улица Красная Позиция переживает после Великой Отечественной войны. Одной из самых заметных высоток в округе стал дом №32/23 по улице Ершова. Верхнюю часть этой «сталинки» мы видим на старом снимке – благодаря фотографу, который специально для этого поднялся на крышу дома №11.

 


Старожилы утверждают: у общежития №4 местная шпана назначала «стрелку» студентам, понаехавшим со всех концов страны. Уличные хулиганы вызывали юношей-учащихся «выйти поговорить», и подобные «беседы» частенько заканчивались серьезными разборками


 

С конца 1960-х годов в этом районе возводились в основном панельные хрущевки. А вот на левой стороне улицы целый комплекс своих общежитий и ныне действующий санаторий-профилакторий построил Казанский госуниверситет. В здании общежития №4 (на переднем плане, дом №2а) и поныне располагается администрация вузовского студгородка.

Старожилы утверждают: у общежития №4 местная шпана назначала «стрелку» студентам, понаехавшим со всех концов страны. Уличные хулиганы вызывали юношей-учащихся «выйти поговорить», и подобные «беседы» частенько заканчивались серьезными разборками.

Возможно, эхо тех событий долгое время хранило название магазина на первом этаже соседнего дома №9 – «Стрела». Деревянные дома, которые мы видим внизу снимка, стояли как раз на месте автопарковки возле той самой «Стрелы». В настоящее время этот магазин, будучи выкупленным одной из крупных торговых сетей, поменял вывеску. Так что о былых «выяснениях отношений» остались лишь смутные воспоминания…

Улица Красная Позиция небольшая. Начинаясь от остановки общественного транспорта «Ул. Абжалилова», она завершается через два квартала Студенческим сквером на перекрестке с «большой» улицей Аделя Кутуя.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще