Школьный автобус: главное – безопасность

Водитель – главное лицо в любой поездке

В автобусе находились 20 человек, в том числе 10 детей. Погибли 3 человека, в том числе 1 ребенок, 16 получили травмы различной степени тяжести…

Фото: ap-st.ru; autobus10.ru; konzarya.ru

 

ap-st.ru_

 

В декабре прошлого года на трассе Тюмень – Ханты-Мансийск в результате дорожно-транспортного происшествия с участием автобуса, в котором ехала детская команда Нефтеюганска по спортивной акробатике, погибли 10 детей, 2 взрослых, различные травмы получили 22 человека. Эта трагедия снова обратила внимание на вопросы нормативного правового регулирования и организации детских автобусных перевозок. К сожалению, такие случаи уже были.

 

Годом ранее в мае в Нижегородской области произошло столкновение грузовика и автобуса, перевозившего детей-спортсменов с тренерами и родителями из Казани в Санкт-Петербург на всероссийские соревнования по карате. В автобусе находились 20 человек, в том числе 10 детей. Погибли 3 человека, в том числе 1 ребенок, 16 получили травмы различной степени тяжести.

При этом на следствии и в судебном заседании были установлены грубейшие нарушения со стороны индивидуального предпринимателя Л., которая организовала и осу-ществила эту поездку. Она была осуждена за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, на четыре года лишения свободы.

 


Наблюдается формализм и бесконтрольность при прохождении медицинского осмотра водителями школьных автобусов. Так, в Лениногорске два водителя были приняты вообще без медосмотра


 

По следам трагедии в Нижегородской области органы Прокуратуры Татарстана провели массовые проверки организации детских автобусных перевозок. Причем это не только поездки на соревнования, экскурсии и так далее. Это и школьные автобусы. Данная сфера транспортных услуг регулируется одними и теми же нормативными правовыми актами. По результатам прокурорских проверок были внесены многочисленные акты прокурорского реагирования, информации в органы власти республики.

Обратим внимание на отдельные выводы прокурорских проверок по следам нижегородской трагедии. Прокурорами городов и районов республики были выявлены многочисленные нарушения правил организованной перевозки детей автобусами, утвержденных Правительством РФ. Так, в Приволжском районе Казани у двух школьных автобусов отсутствовала аппаратура спутниковой навигации «ГЛОНАСС» и тахографы. Аналогичные нарушения выявлены в Авиастроительном, Вахитовском, Московском, Ново-Савиновском, Советском районах Казани, Бавлинском и Пестречинском районах. В Кукморском районе у восьми школьных автобусов спутниковая навигация находилась в нерабочем состоянии. В Высокогорском районе у 11 автобусов она не функционировала вследствие задолженности за обслуживание. В Мамадышском, Дрожжановском районах в отдельные периоды часть школьных автобусов не была доступна в системе «ГЛОНАСС» ввиду отсутствия финансовых средств на сим-картах устройств.

 


Согласно различным оценкам и исследованиям, профессия водителя является востребованной. Сегодня сложно найти водителя с категорией D, особенно в сельской местности, чтобы посадить на школьный автобус


 

То есть в случае дорожно-транспортного происшествия или другой внештатной ситуации 67 автобусов (каждый десятый) невозможно было бы отследить, установить их местонахождение.

Руководство Татарстана ежегодно выделяет новые автобусы для школ районов и городов. За их обслуживание, содержание отвечают местные власти. Соответственно, средства на поддержание в рабочем состоянии систем навигации «ГЛОНАСС» в детских автобусах должны предусматриваться в бюджете, равно как и другие расходы по содержанию детских школьных автобусов.

В конце прошлого года прокуроры городов и районов снова пришли с проверками на автобусные предприятия. К сожалению, нарушения повторились. В Советском районе Казани, в Черемшанском, Кукморском районах у автобусов, осуществляющих перевозку учащихся, отсутствовала аппаратура спутниковой навигации. В других городах и районах зафиксированы самые разные нарушения. Например, навигация на автобусах имеется, но она не подключена к системе «ГЛОНАСС» либо неисправна. На отдельных автобусах имелись различные технические неполадки – неработающие сигналы, неисправные приборы, а также допускались поездки на нешипованной резине в зимнее время.

 

konzarya.ru_

 

Наблюдается формализм и бесконтрольность при прохождении медицинского осмотра водителями школьных автобусов. Так, в Лениногорске два водителя были приняты вообще без медосмотра. Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей здесь осуществлялся частным лицом, которое не имело лицензии на осуществление такой деятельности.

Водитель автобуса лицея №78 Приволжского района Казани умудрился заранее проставить в путевом листе отметки о прохождении медицинского осмотра на два дня вперед.

Выявлены и вопиющие случаи. 11 февраля этого года в Аксубаевском районе задержан водитель школьного автобуса, перевозивший учащихся в школу будучи в нетрезвом состоянии.

 


Руководство Татарстана ежегодно выделяет новые автобусы для школ районов и городов. За их обслуживание, содержание отвечают местные власти. Соответственно, средства на поддержание в рабочем состоянии систем навигации «ГЛОНАСС» в детских автобусах должны предусматриваться в бюджете, равно как и другие расходы по содержанию детских школьных автобусов


 

С сентября по декабрь 2016 года на автобусе «ПАЗ» осуществлялась перевозка 27 учащихся из районного центра Пестрецы до сел и деревень Ковали, Татарское Ходяшево, Пимери, Юнусово и обратно. При этом система отопления в автобусе не работала. Наверное, осенью холод ощущался не так сильно, но в зимние морозы дети просто замерзали. Температура в салоне была 1–2 градуса тепла вместо положенных 17–23 градусов. Кроме этого, задняя дверь автобуса (запасной выход) была заблокирована. Отсутствовали ремни безопасности на сиденьях.

Родители детей обратились с коллективной жалобой в прокуратуру Пестречинского района. Прокурор района незамедлительно выехал на место и организовал проверку. Нарушения были настолько серьезными и опасными, что по требованию прокурора Следственный комитет по данному факту возбудил уголовное дело. Лишь после этого автобус сразу увезли на ремонт и все неисправности устранили.

С учетом важности вопроса проверки соблюдения правил организованной перевозки детей автобусами прокурорами городов и районов Татарстана будут проводиться постоянно.

 

 Сегодня выгодно передавать автобусы в частные руки, для того чтобы заниматься перевозками и при этом ни за что не отвечать.
По данным ГИБДД Российской Федерации, в прошлом году на 42 процента возросло количество правонарушений по вине водителей автобусов, перевозящих пассажиров для собственных нужд.

 

Обратим внимание и на некоторые вопросы законодательного и нормативного правового регулирования, которые, на наш взгляд, требуют изменений. В правилах организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2013 г. №1177, сформулированы требования к водителям автобусов, осуществляющим организованную перевозку групп детей. Это, во-первых, должны быть профессионалы, имеющие стаж работы в качестве водителя транспорт-ного средства категории D не менее одного года из последних трех календарных лет, не совершавшие административных правонарушений в области дорожного движения, за которые предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством либо административный арест, в течение последнего года. Они должны пройти предрейсовый инструктаж по безопасности перевозки детей в соответствии с правилами, а также предрейсовый медицинский осмотр в порядке, установленном Министерством здравоохранения РФ.

Думается, указанных требований в современных условиях уже недостаточно. На наш взгляд, следует ввести специальную категорию для водителей, допускаемых к детским перевозкам. Это должны быть лучшие водители, своеобразная элита водительского корпуса. Кроме того, они перед допуском должны проходить спецпроверку (нарколог, психиатр, психолог, МВД, ФСБ и другие). Лица, допускавшие любые нарушения правил дорожного движения, не могут работать на детских перевозках. Другой вариант: если водитель, имеющий категорию D, переходит на работу водителем школьного автобуса, то он должен пройти специальные курсы при ГИБДД, то есть своеобразное повышение квалификации. Соответственно, водители детских автобусов должны получать и повышенную зарплату.

Согласно различным оценкам и исследованиям, профессия водителя является востребованной. Сегодня сложно найти водителя с категорией D, особенно в сельской местности, чтобы посадить на школьный автобус. Такая ситуация сложилась, например, в одном из районов Башкирии, когда прежний водитель школьного автобуса ушел на пенсию. И дети целый год ходили в школу пешком через лес и железную дорогу. Других водителей с категорией D в деревне не оказалось. Значит, надо обучать водителей категории D для работы на школьных автобусах за государственный, муниципальный счет.

 


С 1 июля 2017 года согласно новым правилам, утвержденным Правительством РФ, в автобусах со сроком эксплуатации десять и более лет нельзя будет перевозить группы детей. Такое решение заслуживает лишь поддержки – действительно, наши дети должны ездить только на новых, исправных автобусах


 

Водитель – главное лицо в любой поездке. Он откажется поехать – поездка не состоится. Но, случается, водитель соглашается, уступает уговорам организаторов, родителей. А в случае выявления незаконной поездки, даже если она закончилась благополучно, без ЧП, водителю грозит штраф максимум в 3000 рублей. Лишение водителя прав на 4–6 месяцев предусмотрено лишь за нарушение требований перевозки детей в ночное время.

Поэтому за любое нарушение правил перевозки детей надо предусмотреть наказание для водителя в виде лишения прав на полтора-два года. Тогда мало кто решится рисковать правами.

Кроме того, административное законодательство не содержит норм ответственности родителей, учителей, тренеров, которые в большинстве случаев и организуют незаконные поездки детей на различные спортивные и другие мероприятия. Поэтому следует предусмотреть механизм ответственности и указанных лиц.

Почему при организации детских автобусных перевозок организаторы и родители предпочитают не обращаться в органы ГИБДД? Ответ прост. Оформление такой поездки, получение необходимых согласований и разрешений усложнено и забюрократизировано. Органы ГИБДД выставляют множество условий, все это занимает длительное время. Очевидно, это делается для того, чтобы снять с себя ответственность.

 

autobus10.ru_

 

На наш взгляд, следует упростить порядок оформления детской поездки. Причем не следует изобретать свои правила в каждом регионе. Здесь должны быть единые требования.

Заметим, что, как в нижегородской, так и в ханты-мансийской трагедиях, их главными причинами стали сложные дорожные и погодные условия. Другие формальные нарушения организации поездки какой-либо роли не сыграли. И при таких обстоятельствах дорожно-транспортное происшествие могло реально предотвратить лишь сопровождение детского автобуса машинами ГИБДД. Поэтому является очевидным: такое сопровождение должно быть обязательным, бесплатным для организаторов и родителей.

При этом любое серьезное дорожно-транспортное происшествие по вине водителя – это повод для ГИБДД провести соответствующую проверку в транспортном предприятии, куда приписан автомобиль. При этом важно проверить как общее техническое состояние автопарка предприятия, так и водительские кадры.

 


Административное законодательство не содержит норм ответственности родителей, учителей, тренеров, которые в большинстве случаев и организуют незаконные поездки детей на различные спортивные и другие мероприятия. Поэтому следует предусмотреть механизм ответственности и указанных лиц


 

Сегодня выгодно передавать автобусы в частные руки, для того чтобы заниматься перевозками и при этом ни за что не отвечать. По данным ГИБДД Российской Федерации, в прошлом году на 42 процента возросло количество правонарушений по вине водителей автобусов, перевозящих пассажиров для собственных нужд.

Кроме этого, более трети таких ДТП были совершены перевозчиками, не имеющими статуса юридического лица или индивидуального предпринимателя, то есть частниками. При этом такие перевозки не застрахованы и никто не несет ответственности, если что-то случится.

Ответственность юридического лица, индивидуального предпринимателя или водителя автобуса-частника должна быть одинаковой. Поэтому надо выделить особую категорию водителей, занимающихся профессиональной водительской работой, и соответственно для них устанавливать специальные требования.

Отметим, что с 1 июля 2017 года согласно новым правилам, утвержденным Правительством РФ, в автобусах со сроком эксплуатации десять и более лет нельзя будет перевозить группы детей. Такое решение заслуживает лишь поддержки – действительно, наши дети должны ездить только на новых, исправных автобусах.

Сами же перевозчики считают введение новых правил перевозки детей преждевременным, ссылаются на кризис и отсутствие средств на обновление автопарка. Не исключено, что новые правила приведут к повышению цен на эти услуги.

 


Государственные и муниципальные органы могут потребовать от кандидатов на организацию отдыха выполнения более широкого набора условий – от наличия квалифицированных инструкторов и психологов до высокого качества продуктов питания и спортивного инвентаря


 

И еще. Право на осуществление школьных перевозок автопредприятия получают через систему конкурса, по муниципальным контрактам. То есть выигрывает тот, кто предложит цену ниже. Но в данном случае «дешевле» совсем не означает «лучше». Возможно, надо исключить из Федерального закона №44 требование о конкурсной системе отбора автопредприятий для школьных перевозок. В определенных случаях закон это разрешает. Муниципальные власти сами без конкурса должны определить, какое автопредприятие сможет лучше осуществлять школьные перевозки. Безусловно, такое решение должно быть принято комиссионно, с участием всех заинтересованных органов (ГИБДД, отдел образования, администрация школ, родители). Цена не должна играть решающую роль при выборе перевозчика и заключении контракта на школьные перевозки.

Заметим, что после трагедии с гибелью детей на озере в Карелии было запрещено проводить электронные аукционы по организации детского отдыха в России. Как заметил председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин, при отборе компаний по организации детского отдыха теперь будут учитываться не только финансовые возможности соответствующих организаций, но и их опыт, квалификация и условия размещения детей. Государственные и муниципальные органы могут потребовать от кандидатов на организацию отдыха выполнения более широкого набора условий – от наличия квалифицированных инструкторов и психологов до высокого качества продуктов питания и спортивного инвентаря.

Уверены: и к правовому регулированию детских автобусных перевозок должен быть такой же подход.

 

Флер БАГАУТДИНОВ,
доктор юридических наук,
член-корреспондент Академии наук РТ,
заведующий кафедрой Казанского
юридического института (филиала)
Академии Генеральной прокуратуры РФ

Азат ХУСАЕНОВ,
начальник отдела по надзору
за исполнением законов о несовершеннолетних
и молодежи Прокуратуры РТ

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще