По большому счету, искусствоведов в Татарстане немного, если не сказать, что их мало. И в тройку наиболее видных исследователей татарского искусства, безусловно, входит Розалина Шагеева.
Розалина Шагеева – искусствовед универсальный, обширные интересы и познания позволяют ей всегда иметь свое особое мнение и непредвзятый критический взгляд на многие явления и жанры искусства. Сказанное и написанное ею по эмоциональному накалу и интеллектуальной обоснованности выводов и спустя многие годы остаются некой константой, авторитетным суждением, прошедшим испытание временем.
Розалина Гумеровна создала особый микроклимат вокруг современного татарского изобразительного искусства, способствуя его мировому признанию, поэтому и сама она является авторитетом в среде художников и искусствоведов многих регионов России, а также Узбекистана, Ирака и Турции.
Розалина Шагеева – искусствовед универсальный, обширные интересы и познания позволяют ей всегда иметь свое особое мнение и непредвзятый критический взгляд на многие явления и жанры искусства
Ее увлечение культурой, искусством и духовностью Востока началось еще в студенческие годы и продолжилось в аспирантуре ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова. Здесь она работала под руководством талантливого и скрупулезного ученого-исследователя Нила Юзеева, а также много времени проводила в библиотеках и архивах Душанбе, Ташкента, Москвы и Ленинграда.
Выбрать вектор научных исследований ей помогло знакомство и общение со многими выдающимися деятелями науки и культуры – такими как доктор искусствоведения Фуад Валеев, археолог Альфред Халиков, художники Баки Урманче и Чингиз Ахмаров, поэт Сибгат Хаким и многие другие. Большой школой стала работа в Государственном музее изобразительных искусств РТ, которая пришлась на годы «оттепели». Именно тогда при непосредственном участии Розалины Шагеевой были организованы первые выставки татарского декоративно-прикладного искусства, а также персональные выставки художников, создававших полотна на национальные темы и мотивы. Тогда же увидели свет ее первые серьезные публикации в научных сборниках и десятки журнальных и газетных статей о творчестве мастеров кисти и резца республики. Но, пожалуй, главным итогом этого периода для Розалины Шагеевой стал альбом «Декоративно-прикладное искусство казанских татар», составленный и подготовленный совместно с искусствоведом Г.Ф.Валеевой – Сулеймановой.
Настоящий искусствовед должен делать открытия. | |
И на творческом счету Розалины Шагеевой их немало. Так, при исследовании национального ковроткачества она пришла к выводу, что орнаментальные тексты берут начало от языческих гимнов и криптограмм. А при изучении шамаилей ей открылось, что наряду с кораническими аятами на них запечатлены строки поэтов Средневековья, а кроме того, это своеобразный крестьянский календарь наблюдений погоды, по которому сверяли прогнозы относительно будущего урожая. |
Ее талант популяризатора татарского народного и профессионального изобразительного искусства так же ярко проявился в организации выставок музея национальной культуры НКЦ «Казань» в Будапеште (1994), Абу-Даби, Москве и Стамбуле (1995), Париже и Хельсинки (2001), в Италии (2002). И везде они проходили с блеском, с какой-то необыкновенной фееричностью, оставляя о себе добрую память и работая на культурный имидж Казани и Татарстана.
Настоящий искусствовед должен делать открытия, это, если хотите, – его профессиональная обязанность. И на творческом счету Розалины Шагеевой их немало. Так, при исследовании национального ковроткачества она пришла к выводу, что орнаментальные тексты берут начало от языческих гимнов и криптограмм. А при изучении шамаилей ей открылось, что наряду с кораническими аятами на них запечатлены строки поэтов Средневековья, а кроме того, это своеобразный крестьянский календарь наблюдений погоды, по которому сверяли прогнозы относительно будущего урожая.
Каждая из многочисленных книг-альбомов, автором вступительных статей в которых является Р.Шагеева, посвящена необыкновенной творческой личности. Среди них – гордость татарского изобразительного искусства Баки Урманче, скульптор-мифотворец Ахсан Фатхутдинов, художник, синтезировавший монументальное и станковое искусство, Абрек Абзгильдин, автор живописного баита о Казани Фиринат Халиков, художественная династия Нигматуллиных – Рогожиных и другие. Нельзя не упомянуть здесь и вступительную статью к каталогу межрегионального проекта «Шурале и я» с участием 127 художников. В этой статье, по сути, разгадан поэтический код татарского народа: «Это (имеется в виду художественные произведения) не просто вызывающие улыбку, покоряющие остроумными находками и деталями автопортреты художников в облике Шурале, выполненные с максимальным приближением к характеристике личности каждого; это, если хотите, автопортрет нации, этноса…»
«Книга всей моей жизни» – такое определение дала сама Розалина Шагеева внушительному и красочному тому «Розы вечности», увидевшему свет в казанском издательстве «Заман» в 2015 году. В данный сборник вошли самые яркие очерки автора (опубликованные в разные годы) о более чем ста художниках Татарстана, об их поисках и достижениях. По мнению автора предисловия – народного поэта РТ Разиля Валеева, «это опоэтизированные, едва ли не рифмованные поэмы», для восприятия которых нужно подняться до уровня художника и поэта. В свою очередь отмечу, что этот труд, безусловно, станет настольной книгой для специалистов, художников и ценителей изобразительного искусства. Залогом этому являются глубокая эрудиция, широта взглядов и междисциплинарный подход, позволяющие автору рассматривать изобразительное искусство Татарстана в контексте мировой художественной культуры.
Думается, татарстанское отделение Союза художников России сделало правильный выбор, выдвинув автора книги-альбома «Розы вечности» на соискание Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая. Розалина Гумеровна – личность масштабная: искусствовед-летописец, поэт, педагог, музеевед, общественный деятель, и я считаю, она достойна звания лауреата этой высокой награды.
Расим МАГДЕЕВ