Вот уже 80 лет, как ГАИ-ГИБДД добросовестно выполняет свое основное предназначение – защищает законные права и интересы участников дорожного движения. В начале июля 1936 года постановлением Совнаркома СССР было утверждено положение о Государственной автомобильной инспекции. Парк автомобилей за эти годы увеличился многократно. В той же пропорции умножились усилия стражей дорог. С какими итогами ГИБДД подходит к столь знаменательному юбилею?
По мнению главы ГИБДД республики Рифката Минниханова, Татарстану за результаты работы республиканской Госавтоинспекции краснеть не приходится. По сравнению с 2004 годом, принятым за точку отсчета, к началу 2016-го количество погибших в ДТП на дорогах республики сократилось на 390 человек.
– Думаю, каждое министерство и ведомство республики должно сделать все, чтобы стать лучшим в России, – говорит он. – Не могу пока сказать, что мы единоличные лидеры, но в числе передовых – безусловно, так что вклад в общую копилку положительного мнения о республике мы тоже делаем. Татарстан одним из первых среди регионов России начал внедрение фото- и видеофиксации, а когда страна начала внедрять систему электронных услуг и документооборота, у нас она уже полноценно и успешно работала.
К сожалению, с 2012 года мы начали немного сдавать свои позиции по сравнению с первоначальными успехами. Почему? Началось активное реформирование полиции, в том числе и ГИБДД.
Сейчас много автоматизированных систем, которые используются для выполнения определенных функций на дорогах. Кроме фото- и видеофиксации это, например, система автоматического весогабаритного контроля. У нас два таких поста, готовится третий
Чисто федеральное финансирование привело к тому, что в последние четыре года мы практически ничего не получили ни в плане технического оснащения, ни в части создания условий для сотрудников, ремонта, строительства. Скатились на уровень 90-х годов прошлого столетия. К примеру, нынче мы списываем 180 патрульных автомобилей, так 50 взамен дает республика и шесть мы получаем по гособоронзаказу от России. И так во всем. До 2012 года мы были самостоятельны во многих вопросах, сейчас наша задача – удержаться на плаву и сохранить свои позиции.
Считаю, что подходы федеральных органов не всегда годятся для сильных регионов. Так, системы, которые сегодня внедряются по всей России, в Татарстане уже существовали. Может, есть смысл интегрировать уже готовый татарстанский продукт с вновь внедряемым – федерального уровня, ведь мы столько сил и средств потратили на его создание и обкатку? Нам говорят: нет, будем делать единую, одинаковую для всех регионов России систему. На мой взгляд, это просто не по-хозяйски.
Сегодня те регионы, что были в первых строчках по части технического обеспечения безопасности дорожного движения, несколько снижают уровень, а те, кто был в самом низу, поднимаются. Получается, что выравнивание обстановки в стране идет не только за счет подтягивания отстающих, но и за счет определенной деградации лучших. На мой взгляд, не лучший выход. Уверен: Россия сильна крепкими регионами. Безусловно, прекрасно, когда сильные – все. Но ведь и в этом случае из сильных выберут сильнейшего, на которого и стоит равняться. А потом вновь потребуется принудительное выравнивание. Так что лучшим не нужно мешать развиваться самостоятельно.
– В мае этого года Правила дорожного движения пополнились понятием «опасное вождение». Предполагается, что все случаи резкого торможения, многократного перестроения из ряда в ряд и т.п. будут отмечаться средствами фото- и видеофиксации. Насколько быстро можно адаптировать приборы, существующие в республике, к работе по «опасному вождению»?
– Мы уже давно готовы и к более сложным действиям. Например, наша техника способна фиксировать водителя и пассажира, не пристегнутых ремнями безопасности. Другое дело, что пока закон не позволяет наказывать такого нарушителя на основании видеоматериала. Сложность нововведения я вижу в другом: представьте себе, какой последует вал жалоб и обращений в суды на эти самые средства…
Наш человек так устроен, что готов оспаривать все и вся. Вот один из последних случаев. Водитель нарушает скоростной режим на 21 километр сверх разрешенного и при этом не стесняется обращаться в суд, пытаясь «выторговать» погрешность якобы неправильно установленного прибора с помощью своих научных знаний и на этом основании не платить 500-рублевый штраф. А теперь подумайте, какие усилия приложит нарушитель, если ему будет грозить административное наказание в размере 5000 рублей, а то и вовсе лишение водительского удостоверения.
Для борьбы с агрессивной ездой давным-давно была придумана эффективная система – балльная. Раз нарушил, два – и по сумме набранных баллов остался без водительского удостоверения. Поверьте, самый невоспитанный водитель изменит манеру езды, когда до лишения прав останется два-три балла. И ничем не могу объяснить желание наших законодателей придумать что-то новое взамен старого и проверенного метода.
– Зато вполне разумное предложение Татарстана ввести в Правила дорожного движения понятие «детское автокресло» вместо сегодняшнего «детское удерживающее устройство» почему-то отклика у законодателей не находит. А ведь единственное пока эффективное средство защиты ребенка в автомобиле – кресло с высокой спинкой и развитой боковой поддержкой…
– Увы. Ситуация складывается какая-то двусмысленная – нас поддерживают и все равно не запрещают детские удерживающие устройства, которые не в состоянии спасти ребенка в случае аварии. Интересно, что при самой жесткой критике со стороны республиканской ГИБДД со стороны производителей детских удерживающих устройств типа пресловутых направляющих, или адаптеров штатного ремня безопасности, не поступило ни единого обращения в суд. Думаю, они прекрасно понимают слабость своей позиции и не хотят уж совсем явной антирекламы.
– Можно ли назвать главную причину дорожных трагедий? Это недостаток инспекторов, плохое состояние дорог, низкая культура участников дорожного движения?
– Инспекторов на дорогах сегодня действительно не хватает. Как главный по республике инспектор безопасности дорожного движения я не могу быть доволен и состоянием татарстанских дорог. Но основной причиной ДТП был и остается так называемый человеческий фактор. Иными словами, профессиональная безграмотность и правовой нигилизм, помноженные на безответственное отношение к жизни – своей и окружающих.
Я даже не говорю о пьянстве за рулем или выезде на встречную полосу – это грубейшие нарушения, за которые полагается серьезное наказание. Но вот, например, вам приходилось садиться за руль, когда от усталости глаза слипаются? А с небольшим недомоганием? Такие вопросы я задавал многим и ни разу не слышал отрицательного ответа. А ведь треть ДТП напрямую связана с состоянием здоровья водителя. Заснул за рулем… Это же не значит, упал на сиденье и захрапел. На самом деле – отключение создания на несколько секунд, и этого вполне достаточно, чтобы случилось непоправимое.
Для борьбы с агрессивной ездой давным-давно была придумана эффективная система – балльная. И ничем нельзя объяснить желание наших законодателей придумать что-то новое взамен старого и проверенного метода
Медики утверждают, что в такие моменты левая рука чуть сильнее тянет руль и машину выносит на встречную полосу. Летом такие случаи особенно часты. В жару реакция и так замедлена, а если еще и не выспался накануне, то на дорогу лучше не выезжать. Год от года увеличивается число дорожно-транспортных происшествий, связанных с болезненным состоянием человека, – уже не редкость инфаркт или инсульт за рулем.
– За время реализации целевых программ повышения безопасности дорожного движения, к началу нынешнего года, показатели аварийности – количество ДТП, погибших и раненых – снизились практически вдвое. На ваш взгляд, это означает, что в лучшую сторону меняется культура вождения?
– Определенные изменения есть, конечно. Даже на трассе уже не увидишь машину, мчащуюся со скоростью 200 километров в час. А до введения приборов фото- и видео-фиксации в экстремальной езде практиковались многие. Свою роль играет и пропаганда. Все-таки выросло уже целое поколение водителей, которому уроки правил безопасного поведения на дороге преподавали с детского сада.
У нас четкая вертикаль власти и четкая позиция Президента Татарстана в отношении исполнения правил дорожного движения. Сел в машину – обязательно пристегнись ремнем безопасности. Соответственно, все министры безоговорочно следуют его примеру и контролируют своих подчиненных.
– Около полугода назад заработала система «Народный инспектор». Каждый татарстанец получил возможность сообщать в Госавтоинспекцию о зафиксированных с помощью смартфона безобразиях на дороге. Как вы оцениваете результат?
– Несмотря на некоторые недостатки этой государственной информационной программы, эффект от нее уже есть и наверняка возрастет. Так, по итогам пяти месяцев уже более процента от общего числа административных нарушений в сфере дорожного движения выявлено именно «Народным инспектором». Например, это очень эффективный инструмент по воздействию на водителей, не пропускающих пешеходов на зебре. Я сам часто хожу на работу пешком, так обязательно держу наготове смартфон. И всем рекомендую.
– На фоне серьезного сокращения штата Госавтоинспекции все большую роль в обеспечении безопасности дорожного движения приобретает техника. Какие ключевые направления развития вы бы назвали?
– Во-первых, нужна постепенная замена стационарных средств фото- и видеофиксации на передвижные. Смена позиции не дает водителям возможности подстроиться, возникает ощущение повсеместно наблюдающего за тобой «незримого ока», а это дисциплинирует.
Дальше. Сейчас много автоматизированных систем, которые используются для выполнения определенных функций на дорогах. Кроме фото- и видеофиксации это, например, система автоматического весогабаритного контроля. У нас два таких поста, готовится третий. Пока они работают в тестовом режиме, однако скоро уже потребуется интеграция их в общую федеральную систему. Иначе какой смысл в получении оперативных и точных данных? Результаты фото- и видеофиксации должны «сливаться» в единую базу по России, там же должны скапливаться все данные об оплате за проезд по дорогам федерального значения.
Мы списываем 180 патрульных автомобилей, так 50 взамен дает республика и шесть мы получаем по гособоронзаказу от России. И так во всем. До 2012 года мы были самостоятельны во многих вопросах, сейчас наша задача – удержаться на плаву и сохранить свои позиции
А для получения достоверных данных необходимо четкое распознавание госномеров автомобилей. Все работающие сегодня системы имеют общий недостаток – они «завязаны» на оптические приборы. То есть транспортные средства с нечитаемыми – грязными или намеренно «подправленными» – номерами идентифицировать не удается. Более современный способ – радиочастотная идентификация. Приемные антенны снимут информацию с встроенных в госномера чипов в любых условиях. Как показали наши испытания, точность распознавания – более 97 процентов.
Радиочастотная идентификация существенно расширяет возможности автоматизированных систем управления, организации, мониторинга и контроля дорожного движения. Есть у метода радиочастотной идентификации и существенный недостаток – высокая стоимость оборудования. Но, я думаю, проект будет реализован, потому что соответствующее распоряжение Президента России есть.
– Что хотелось бы пожелать коллегам в преддверии дня рождения ГИБДД?
– Восемьдесят лет – дата, заслуживающая торжеств. Но дорожное движение не остановится, так что большинство сотрудников и в праздник будут нести службу на своих постах. В этом году 3 июля выпадает на воскресенье, один из самых горячих для сотрудников ГИБДД дней недели. Поэтому в первую очередь я желаю всем коллегам высоко нести профессиональную честь, дорожить надежным тылом, беречь здоровье и покой в семьях.