«Пальма» первенства

Организация поездки Сталина в Потсдам стала настоящей спецоперацией

В прошлом выпуске рубрики мы рассказали об открытии Потсдамской конференции, ради участия в которой Сталин предпринял свой второй и последний визит за рубеж. Эта поездка 75-летней давности сегодня окутана многочисленными легендами.

Автор статьи: Андрей ЛЕБЕДЕВ

Фото: topwar.ru

Организация поездки Сталина в Потсдам стала настоящей спецоперацией

 

СТАЛИН
Сталин в Потсдаме. Июль 1945 года.

В прошлом выпуске рубрики мы рассказали об открытии Потсдамской конференции, ради участия в которой Сталин предпринял свой второй и последний визит за рубеж. Эта поездка 75-летней давности сегодня окутана многочисленными легендами. В настольные шпионские учебники вошла спецоперация «Пальма», целью которой собственно и была доставка генералиссимуса в Германию.

 

Подготовка к саммиту началась, когда руины Берлина ещё дымились. Для Сталина было крайне важным провести конференцию в только что взятом Красной Армией «логове врага». Это обеспечивало ему значительное моральное превосходство над партнёрами по переговорам.

Было, однако, два обстоятельства, мешавших осуществлению этого плана. Во-первых, в разрушенной столице Германии проводить конференцию было просто негде. А во-вторых, ещё в 1942 году было принято решение Политбюро ЦК ВКП(б), запрещавшее его членам из соображений безопасности летать самолётами. Между тем железнодорожной линии, по которой Сталин мог бы приехать в столицу поверженного врага, больше не существовало.

В другой стране и в другое время на решение этих проблем понадобилось бы несколько месяцев. Сталин, естественно, не собирался столько ждать. Вместо Берлина был выбран чудом уцелевший Потсдам, где предстояло «навести марафет». Организация конференции была поручена Лаврентию Берии. Он и стал главным разработчиком операции «Пальма». Работы велись в тесной координации с Советской военной администрацией в Германии (СВАГ) и её главноначальствующим маршалом Георгием Жуковым.

 


Поражают воображение и мероприятия по охране спецпоезда Сталина. Чтобы сбить с толку возможных диверсантов, вместо одного состава было сформировано три абсолютно похожих. Основной поезд, в котором ехал Сталин, охраняли 90 офицеров


 

В то, что написано в документах, относящихся к спец­операции «Пальма», порой трудно поверить. Как известно, колея на европейских железных дорогах уже, чем была в СССР. Можно было, как это делалось до и после войны, в Бресте переставить вагоны на евроколёса. Но взять на себя ответственность за возможные последствия (не дай бог, вождю это не понравится!) никто не решился. Поэтому весь железнодорожный путь от границы Советского Союза до Потсдама – 828 километров – был всего за месяц (!) «перешит» до советской ширины.

Поражают воображение и мероприятия по охране спецпоезда Сталина. Чтобы сбить с толку возможных диверсантов, вместо одного состава было сформировано три абсолютно похожих. Основной поезд, в котором ехал Сталин, охраняли 90 офицеров. Причём помощники коменданта поезда майор госбезопасности Комов и старший лейтенант Петухов были обязаны неотлучно находиться на паровозе, осуществляя конт­роль за работой паровозных бригад, машинисты в которых тоже были офицерами госбезопасности. Поезд Сталина готовили, как подводную лодку к длительному плаванию: обеспечили его огромным запасом топлива и воды. Было предусмотрено всё: продукты, проверенные в специальной лаборатории, шифровальщики, радиосвязь…

 

ПОЕЗД
Литерный поезд Сталина с локомотивом ДА 20-27.

 

Впереди сталинского поезда шёл контрольный состав с 40 оперативниками управления охраны, а сзади – поезд с ещё 70 бойцами войск НКВД. На каждую станцию по пути следования были переброшены дополнительные милицейские наряды и назначены ответственными высокие чины госбезопасности.

Для охраны путей было выделено 17 140 бойцов НКВД, так что на километр дороги от Москвы до Бреста приходилось по 4–6 солдат, а на территории Польши и Германии – по одному на каждые 100–125 метров. Кроме того, на каждые 3–5 километров пути приходилось по оперативнику, который отвечал за агентурно-оперативные мероприятия в пятикилометровой зоне дороги. В дополнение к этому на самых «засорённых враждебным элементом» участках курсировали бронепоезда.

Последним этапом подготовки, генеральной репетицией, как вспоминали машинисты литерного поезда Сталина Виктор Лион и Николай Кудрявкин, стала пробная поездка запасного спецпоезда в Потсдам. А уж там всё было готово к встрече…

* * *

…Когда в половине первого ночи 2 августа американский президент Гарри Трумэн закрывал конференцию, он выразил надежду, что следующая подобная встреча «Большой тройки» «будет скоро». На самом деле её уже не случится никогда. Тегеран, Ялта и Потсдам именно в такой последовательности останутся в истории человечества. А через несколько дней началась уже совсем иная эпоха. Утром 5 августа сталинский поезд вернулся в Москву, а уже на следующий день весь мир узнал страшное слово «Хиросима».

 

кстати

Почему Сталин не остановился в Берлине

Черчилль и Трумэн, прилетев в Германию, по отдельности побывали в Берлине и осмотрели лежавшую в руинах столицу третьего рейха. Сталин осматривать разрушенный Берлин не стал. Он мог увидеть город лишь во время проезда от Берлинского вокзала до Потсдама. Но от специальной экскурсии по германской столице отказался.

Можно предположить несколько причин этого отказа. Первая, само собой, заключается в больших рисках, которые сопровождали бы эту прогулку. Всё же ещё два с половиной месяца назад в Берлине шли бои, город мог быть не зачищен до конца от тех убеждённых нацистов, кто желал продолжать сопротивление победителям.

Но, скорее всего, более вероятна вторая причина: Сталин прибыл в Потсдам решать вопросы послевоенного устройства мира, а не предаваться тщеславным размышлениям на руинах германской столицы. Тем более что в руинах лежали и многие советские города. Ничего хорошего в том, что Берлин был разрушен, Сталин не видел. Его волновали другие проблемы: как восстановить пострадавшие города Советского Союза, как сохранить приобретённый контроль над Восточной Европой.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще