Дело о “белом китайце”

Трое кустарей-химиков синтезировали в 1990-х годах сильнейшее наркотическое вещество, заткнув за пояс химическое научное сообщество Казани…

Ликвидировав кустарное производство сильнейшего синтетического наркотика, спецслужбы спасли сотни тысяч жизней

В начале 90-х годов прошлого столетия по стране прокатилась серия загадочных смертей. Возраст погибших – от 20 до 35 лет. Социальное положение довольное разное – от студентов до директоров коммерческих фирм и людей творческих профессий. Одинаковым было лишь заключение экспертов: все жертвы скончались от отравления неизвестным сильнодействующим психотропным веществом. Стало ясно: наркодельцы явили своей клиентуре новый, неизвестный доселе наркотик.

За дело взялись чекисты. Они установили, что более 90 процентов погибших ранее уже “сидели на игле”, то есть имели опыт употребления не “легких” марихуаны или галлюциногенных грибов, а героина. Попросту говоря, были наркоманами опытными, чтобы скончаться от передозировки. Довольно скоро ясность внесли эксперты-химики. Они определили, что новинкой оказался полностью синтетический наркотик нового поколения – триметилфентанил.

Обнаружилось, что это вещество в пять тысяч раз превосходит по своим свойствам морфин, а зависимость организма наступает с первых инъекций и сопровождается очень болезненной ломкой. Способ приготовления к употреблению довольно прост – 1 грамм сухой фракции на литр дистиллированной воды.

Образец удалось подвергнуть исследованию после того, как в июле 1992 года при реализации очередной партии триметилфентанила в Москве было задержано несколько участников преступной группы. Вывод экспертов был однозначен: наркотик может быть получен исключительно в лабораторных условиях в результате проведения очень сложной химической реакции.

Любопытно, что следы этого нового суперопасного зелья вели в Казань.

Неизвестный на поверку оказался азиатом

По оперативным данным, триметилфентанил производился именно в столице Татарстана, а в Первопрестольную направлялся для продажи. Московские чекисты поначалу попытались самостоятельно выйти на наркодельцов, опергруппа с Лубянки прибыла в Казань и некоторое время работала инкогнито. Однако не зная города, обстановки в нем и – что немаловажно – менталитета здешнего криминального мира, они так и не смогли добиться весомых результатов.

К делу подключились сотрудники местного КГБ. Оперативным работникам И.Шакирову и И.Марфину предстояло выявить связи задержанных в Москве дилеров, а также установить местонахождение лаборатории, в которой изготавливался наркотик. В начальный период огромную работу провели служба наблюдения и оперативно-технический отдел. Контролировались все лаборатории Казани, где можно было изготовить подобный наркотик. Изучались и проверялись люди, имеющие к ним доступ. Через оперативников прошли сотни людей – лаборанты, их родственники, знакомые родственников, знакомые знакомых и так далее. Параллельно отрабатывались библиотеки, магазины, где можно было получить или купить специальную литературу по синтезу наркотиков, под наблюдением находились точки сбыта реактивов. Ведь где-то же должны были брать сырье наркодельцы!

В итоге сработала старая, как мир, схема. В один из дней в Казани задержали наркомана, имевшего при себе “травку”, он вывел сыщиков на продавца, а тот, в свою очередь, поведал о некой почти что секретной лаборатории, где фасуют вовсе уж убойное зелье. И что, мол, контролируют ее бойцы одной из преступных группировок. Местом сборищ членов ОПГ было здание на улице Побежимова.

Тем временем выяснилось, что множество смертей случилось из-за внешнего сходства “белого китайца” с героином. Только если средняя разовая доза потребления героина составляет 0,1 грамма, то триметилфентанила – 0,00002 грамма. При столь микроскопической дозе даже несущественное ее превышение – смертельно. При передозировке у человека наблюдается угнетение дыхания, которое может привести к полной его остановке и смерти. Избежать этого можно, лишь обеспечив человеку искусственную вентиляцию легких.

Новый наркотик его продавцы быстро окрестили “белым китайцем”. Дело в том, что в США уже с 70-х годов прошлого столетия активно распространялся некий синтетический опиат, по своему действию в сотни, а то и в тысячи раз превосходящий героин. Поскольку в Штаты он попал из Гонконга, там его знали как “сhina white” то есть “белый китаец”. То был альфаметилфентанил. Но наши доморощенные химики, особо не заморачиваясь, назвали “китайцем” и свою убойную синтетику, обнаружив схожее действие двух веществ.

Кстати, некоторые псевдоисторики, чрезвычайно жадные до разоблачения заговоров – особенно с участием Сталина и его окружения, чуть ли не с пеной у рта доказывают, что альфаметилфентанил – часть грандиозного заговора против США. Дескать, товарищ Сталин приказал придворным химикам создать такой “идеальный наркотик”, который разом бы погубил всех капиталистов. А то, что альфаметилфентанил синтезировали в Китае, так это великий генералиссимус не успел воплотить свои планы в жизнь и перед самой смертью передал все лабораторные секреты великому другу Мао, а тот, в свою очередь, мобилизовал все силы государства…

Что ж, оставим эти измышления на совести распространивших их деятелей. Как говорится, чем бы дитя ни тешилось…

Золотые головы на службе наркобаронов

Между тем доподлинно известно, что в Казани “белого китайца” студенты-химики синтезировали чуть ли не на коленке. Руководствуясь при этом не заговором против западного супостата, а банальным желанием “срубить” побольше денег.

Как было установлено оперативным путем, члены ОПГ подобрали для лаборатории съемную квартиру на улице Айдарова недалеко от райотдела милиции, оснастили ее химическим оборудованием. Они же обеспечивали охрану, организовали доставку и сбыт сухой фракции триметилфентанила в Москве. Кстати, один из преступных авторитетов по кличке Камай лично дегустировал новый наркотик. Его действие было настолько сильным, что после первого приема “белого китайца” Камай три дня не мог уснуть.

Свою “курицу”, несущую золотые яйца, бандиты охраняли со всем тщанием – имелись и оружие, и современные средства связи. Наркодельцами предпринимались исключительные меры конспирации. Сбыт наркотика в Казани был категорически запрещен под угрозой расправы.

Довольно скоро удалось выйти на главного организатора производства и сбыта “китайца”. Им оказался Актай Лятиф-оглы Бабаев, уроженец Азербайджанской ССР, гражданин Украины. Через своего сына, студента-медика, он привлек к преступному промыслу студентов МГУ, Московской медицинской академии и троих студентов химфака Казанского университета. Золотые головы – так отзывались об этих ребятах на факультете. А как иначе, ведь они были победителями Всероссийской и Всесоюзной химических олимпиад. Один из них в 1989 году входил в сборную СССР и на XXI Международной химической олимпиаде в Берлине стал призером, в КГУ был зачислен без экзаменов. Его подельник был избран однокурсниками членом ученого совета факультета. Ну, а третий, как говорится, был практиком от Бога. Именно он получил сухую фракцию триметилфентанила в немыслимых условиях.

Студенты пришли к идее производства наркотиков не случайно. Уже в самом начале 90-х они организовали в городе Волжске Республики Марий Эл подпольную лабораторию по изготовлению газовых баллончиков для самозащиты, пользовавшихся в то время популярностью. Они даже планировали освоить выпуск различных ядовитых веществ для этих целей. Как выяснилось, впоследствии они изучили специальную литературу по синтезу наркотиков. По месту учебы в лаборатории воровали оборудование и материалы, обменивались с другими химиками недостающими реактивами.

Синтез триметилфентанила осуществлялся в кустарных условиях на кухне съемной квартиры. Работать приходилось в противогазе из-за вредных паров. Во время обыска оперативники обратили внимание на пол, который был весь изъеден кислотой. В таких условиях удалось синтезировать “белого китайца” в течение месяца.

Примечательно, что профессиональные ученые обещали синтезировать триметилфентанил в условиях оборудованной наилучшим образом лаборатории ИОФХ им. Арбузова минимум за шесть месяцев. Когда им сказали, что студенты сделали это за 30 дней, ученая братия хором воскликнула, что все это ерунда и быть такому в природе невозможно ни при каких обстоятельствах. Еще бы – трое кустарей-химиков заткнули за пояс профессионалов…

Тюрьма спасла их от плена

В начале 1993 года была получена санкция на задержание студентов и их сообщников из ОПГ. В рамках оперативно-технических мероприятий за ними осуществлялся круглосуточный контроль. В Казань вылетела следственная группа из центрального аппарата КГБ. Обитатели подпольной лаборатории были задержаны 28 января. В ходе обысков были изъяты деньги, полученные от реализации наркотиков, а также химическое оборудование. Установлен и задержан неизвестный ранее участник преступной группы, который являлся связующим звеном между изготовителями и авторитетами ОПГ. При обыске у него изъяли сухую фракцию и раствор синтетического наркотика.

Все задержанные под конвоем были доставлены в московский следственный изолятор “Лефортово”. В результате кропотливой и целенаправленной работы с задержанными по “горячим следам” удалось изобличить всех участников преступного промысла. Однако определенная часть произведенного наркотика осталась у членов ОПГ. Работа чекистов продолжалась.

В один из вечеров в дежурную часть КГБ РТ позвонил неизвестный и сообщил, что на Самосыровском кладбище в одной из могил находится наркотик, разыскиваемый сотрудниками КГБ. В указанном месте действительно обнаружилось 170 граммов “белого китайца”. Ночной анонимный звонок явился результатом успешно проведенной чекистами оперативной комбинации, побудившей главарей ОПГ выдать остающийся у них сильнодействующий наркотик.

Однако, по оперативным данным, всего у группировки оставалось около 250 граммов триметилфентанила на сумму ориентировочно 4 млрд. рублей по ценам того времени. Из них в ходе оперативно-разыскных мероприятий было изъято 220 граммов сухой фракции. По мнению специалистов, указанного количества было достаточно для того, чтобы подсадить “на иглу” несколько десятков тысяч человек.

На допросах выяснилось, что замашки у Бабаева были поистине байскими. В ближайшем будущем он планировал заманить казанских студентов в Азербайджан, пообещав им безбедное существование, а затем закрыть в подвале, где они бы в обмен на еду и воду до конца жизни производили для него триметилфентанил. Так что, как бы нелепо это ни звучало, именно арест спас от такой перспективы участников преступного промысла.

Всего по делу было взято в разработку 56 человек, шестеро из них арестованы и по приговору суда осуждены к лишению свободы на длительные сроки. В настоящее время бывшие обитатели ликвидированной “лаборатории” отбыли наказание и находятся на свободе.

Ровель КАШАПОВ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще