Недавно вступил в силу приговор, вынесенный Верховным судом РТ пятерым участникам одной из самых известных ОПГ Нижнекамска – "Кусковские", они же – "Нижний Китай". Понимание партнерских отношений в бизнесе у "китайцев" было своеобразное – несговорчивых коммерсантов либо били, либо пытались убить.
Группировка была создана на волне общей "криминализации" в середине девяностых годов. Свое название, как в то время было принято, она получила по территориальной принадлежности. Большинство ее участников проживали в микрорайоне Нижнекамска, на местном наречии из-за большой плотности населения называемом "Нижним Китаем". Группировка успешно просуществовала чуть менее десяти лет, зарабатывая, как и большинство ОПГ в то время, "крышеванием" мелких предпринимателей и содержанием ночных автостоянок. Руководил ею, как полагает следствие, 40-летний нижнекамец Игорь Куск – обладающий неплохими организаторскими способностями ветеран афганской войны. Но вскоре Куск решил, что он вместе со своими приближенными слишком мелко плавает. В то время быстрыми темпами развивались другие нижнекамские группировки, в том числе "Татары", "Аляшевские","Двадцатовские", развивался сам город, появлялись все новые объекты торговли, расширялись рынки. Естественно, все это не оставалось незамеченным преступниками. Удержать свои позиции в криминальной гонке можно было лишь одним способом – громко о себе заявив.
Как установило следствие, в период между 2000 и 2001 годами Игорь Куск создал вторую ОПГ. В нее вошли проверенные представители так называемого "старшего" возраста из "Нижнего Китая" и, как значится в копии приговора, "наиболее преданные и склонные к совершению преступлений участники группировки". Костяк ОПГ состоял из 26-летних Ильнура Ханипова, Константина Чубыкина, Павла Бажитова, 32-летнего Нияза Шайхатдарова и 29-летнего Евгения Балдина. Численность группировки была, конечно же, больше, однако все остальные ее члены фигурируют в уголовном деле как не установленные следствием лица. Представлялись они “кусковскими”, по фамилии своего лидера.
Кстати, интересная деталь. В материалах уголовного дела неоднократно повторяется, что организатором ОПГ "Кусковские" является бывший лидер "Нижнего Китая" Игорь Куск. Тем не менее ему не было предъявлено обвинение в организации ОПГ. В январе этого года Куск был задержан со "стволом" и угодил под следствие по статье "Незаконное приобретение, передача, хранение, перевозка и ношение огнестрельного оружия и боеприпасов". Задержанный полностью признал свою вину, а потому настоял на особом порядке рассмотрения дела – без следствия. В итоге Нижнекамский городской суд признал его виновным и назначил… 5 лет условно.
В недавнем судебном процессе над своими подопечными Куск также не участвовал, представив суду документ из медицинского учреждения о том, что тяжело болен и находится под постоянным наблюдением врачей.
Преступную деятельность “кусковских” связывают в основном с двумя эпизодами. Как следует из материалов уголовного дела, в 1999 году к бандитам обратился владелец нижнекамской фирмы "Гефест", торгующей автомобильным топливом, с просьбой обеспечить его предприятию криминальное прикрытие – "крышу". "Китайцы", понятно, от такого перспективного направления бизнеса отказываться не стали и, оговорив размер своей ежемесячной доли, взяли под крыло пугливого коммерсанта.
Через три года на горизонте появился еще один претендент на часть прибыли автозаправки – член другой влиятельной в Нижнекамске ОПГ "Двадцатовские" по прозвищу Чача. Оказалось, владелец АГЗС приходился ему каким-то дальним родственником, который, кроме всего прочего, задолжал тому немалую сумму денег. В счет погашения части долга Чача забрал у него джип, а когда понял, что вторую часть долга ему не получить, решил прибрать к рукам и заправочную станцию. Поставил туда свой персонал, охрану. Естественно, платить "китайцам" Чача отказался. Но и "кусковские" отступать не собирались, дело пошло уже на принцип: в криминальном мире Нижнекамска нужно было зарабатывать себе авторитет. Причем любой ценой.
“Кусковские” Балдин и Закиров (последний убит в Москве в криминальной разборке) дают команду представителям младшего возраста Ильнуру Ханипову (Торпеда) и Константину Чубыкину припугнуть несговорчивого Чачу, прострелив тому ноги. Но "младшие" решили вопрос иначе. Надеясь выслужиться перед лидерами “кусковских” и завоевать авторитет среди членов ОПГ, Ханипов и Чубыкин расстреляли из двух "стволов" всех, кто находился 18 сентября на автозаправке. Сначала пулю в живот получил охранник, затем в упор был расстрелян сам Чача. Добивать их не стали, уверенные в том, что оплошности не допустили. Последнюю пулю выпустили в сторожевого пса.
По счастливой случайности (помноженной на отсутствие киллерского опыта у "китайцев") оба потерпевших остались живы! Чача, получив одну из пуль в позвоночник, остался инвалидом и до сих пор передвигается в коляске.
Второй эпизод деятельности “кусковских”, датированный декабрем 2002 года, связан с многострадальной казанской фирмой "Татсантехмонтаж". Занимающаяся монтажом сантехнических коммуникаций и котельных фирма в разные годы серьезно конфликтовала с казанскими группировками. Разумеется, это не проходило бесследно для руководства. В феврале 2001 года в подъезде своего дома из "Макарова" с глушителем был застрелен генеральный директор "Татсантехмонтажа" Василий Лузганов, возглавлявший предприятие почти 20 лет. Сменивший его на посту генерального 48-летний Борис Вайман также был застрелен в марте 2004 года. Как сообщил источник в правоохранительных органах, убийство Ваймана, возможно, связано с криминальной деятельностью ОПГ "Кусковские". Однако пока дальше предположений расследование дела в этом направлении не зашло.
"Китайцы", действительно, были крепко связаны с "Татсантехмонтажом". В конце 2002 года "смотрящий" за "общаком" группировки Нияз Шайхатдаров создал в Казани фирму "Гранит", одним из видов деятельности которой была оптовая торговля промышленными товарами. "Гранит" являлся и основным поставщиком для "Татсантехмонтажа", обеспечивая предприятие оборудованием на 80 процентов. Но, как выяснило следствие, расценки на поставляемую продукцию были заметно завышены, и заместитель генерального директора фирмы Сергей Майоров, вступив в должность, стал искать других поставщиков. Владельцу "Гранита" Шайхатдарову, естественно, это не понравилось, но Майоров занял жесткую и принципиальную позицию, что грозило разрывом контракта между фирмами. Тогда держатель "общака" обратился к "бойцам" из своей бригады, попросив припугнуть несговорчивого партнера. По мнению следствия, его замысел воплотили в жизнь все тот же Ханипов и Бажитов. Но, как и в истории с Чачей, "китайцам" не хватило опыта. Майоров быстро выявил слежку, сам подошел к “кусковским” и первым затеял разговор. На том все и закончилось. Однако ненадолго. Через некоторое время Бажитов и Торпеда вновь встретили заместителя генерального директора в подъезде своего дома и жестоко избили металлическими прутьями. Майоров остался жив, но получил инвалидность.
Как рассказал государственный обвинитель по этому делу Михаил Захаров, процесс над “кусковскими” был сложным. Чего стоит один только факт: адвокаты подсудимых пытались добиться исключения из списка вещественных доказательств пуль, найденных на автозаправке "Гефест" после покушения на Чачу. Что, в принципе, сняло бы с подсудимых обвинения в покушении на убийство. И это им почти удалось. Дело в том, что эксперт в своем заключении маркировку патрона написал сокращенно, за что сразу же адвокаты и уцепились. Но обвинение все же устояло.
Верховный суд РТ признал пятерых “кусковских” виновными в инкриминируемых им преступлениях. В итоге исполнители "заказов" Ильнур Ханипов и Константин Чубыкин были приговорены к 15 и 12 годам колонии строгого режима соответственно. Нияз Шайхатдаров и Павел Бажитов к 7 годам каждый, Евгений Балдин проведет за решеткой 5 лет. Кроме того, как сообщили в Прокуратуре республики, в настоящее время следствие по делу “кусковских” продолжается. Теперь ему предстоит установить степень вины находящегося на свободе лидера "Нижнего Китая" и ОПГ "Кусковские" Игоря Куска.