“Стреноженный” Прометей

Нынешний год объявлен в нашей республике Годом литературы и искусства в силу того, что на него приходится целый ряд знаменательных дат: это прежде всего 100-летие со дня рождения Мусы Джалиля и 120-летие – Габдуллы Тукая, 100-летие татарского театра.

Нынешний год объявлен в нашей республике Годом литературы и искусства в силу того, что на него приходится целый ряд знаменательных дат: это прежде всего 100-летие со дня рождения Мусы Джалиля и 120-летие – Габдуллы Тукая, 100-летие татарского театра… Символично, что на этот год выпало и 120-летие со дня рождения татарского писателя Фатиха Амирхана, который был близким другом Тукая, его духовной опорой.


Фатих Амирхан, многогранное творчество которого составляет одну из ярких страниц истории татарской литературы и журналистики, родился в Новотатарской слободе Казани, в семье муллы. Все родные и близкие полагали, что и Фатих пойдет по стезе религии. Начальное образование он получил в медресе отца, среднее и высшее – в медресе “Мухаммадия”, которым в то время руководил известный общественный и религиозный деятель Галимджан Баруди.


На духовное развитие Фатиха сильное влияние оказала личность Шигабутдина Марджани, философа и ученого, который был непререкаемым авторитетом в доме Амирхановых. Шакирдские годы юноши пришлись на период подъема национального самосознания татарского народа, развития просветительства и революции 1905 года. Среди молодежи возникло и набирало размах движение за реформы образования, наиболее организованный характер оно приобрело именно в медресе “Мухаммадия”, где явным лидером был Фатих. Для этой роли он имел все данные: выделялся положением сына муллы, образованностью и внешним видом. Одевался по-европейски, следил за модой, изучал русский язык и литературу, хорошо знал арабский язык и литературу, вел светский образ жизни, за что подвергался преследованиям и оскорблениям невежественных мулл и богачей, завсегдатаев Сенного базара, в одном из углов которого собирались самые реакционные представители казанского общества. Вследствие этого произошел разрыв с отцом, и Фатих ушел из дома.


Вскоре благодаря прежде всего усилиям Фатиха организованный в медресе “Мухаммадия” комитет “Иттихад” (единение) перерос во всешакирдский комитет “Ислах” (реформа). Им издавались листки, рукописные газеты, целый год выходил рукописный журнал “Аль-ислах” (легальная татарская печать была разрешена лишь в 1905 году). В качестве руководителя молодежного движения Фатих Амирхан участвовал в съездах политической партии “Иттифак-аль-муслимин” (союз мусульман), где отстаивал интересы молодежи.


Жизнь, полная значительными событиями, возвышенной любовью к красавице Шамсенисе, большими стремлениями и надеждами, вдруг трагически и круто изменилась летом 1907 года: Фатиха разбил паралич. Он внезапно ослеп, стал неподвижен. Впоследствии глаза и руки ожили, но ноги… На всю жизнь Амирхан остался прикован к инвалидной коляске, любимая Шамсениса отказалась выйти за него замуж…


Закадычные друзья Фатих Амирхан и Габдулла Тукай. Фото 1908 года К чести Фатиха, удар судьбы не сломил его воли и жизнелюбия. В одном из писем другу он сообщал: “Был секретарем “Аль-ислах” (молодежной газеты -авт.), остаюсь им и теперь. Если вы получаете эту газету, то передовицы и статьи за подписью “Дамелла” написаны твоим безногим другом. Из них ты узнаешь, повлияла ли болезнь на мое душевное состояние”. Да, прочитав его “Открытое письмо отсталым казанским татарам”, никак не скажешь, что оно написано на больничной койке. Недаром газету “Аль-ислах” современники называли “бушующим вулканом”.


Трагедия заставила Фатиха отказаться от мечты стать общественным деятелем и направила весь его интеллект служению литературе и журналистике. Первый рассказ Амирхана, написанный в 1907 году, называется “Во сне накануне праздника”. Здесь уже намечена одна их основных тем всего его творчества в целом – проблема обновления жизни татар, необходимости поднять ее на европейский уровень, освободить от пут средневековья, очистить мировосприятие и повседневность от черт феодализма. В рассказах “Дядя Самигулла”, “Старик Салихжан”, “Хазрат пришел напутствовать” и др., в пьесе “Молодежь”, в многочисленных фельетонах, памфлетах, очерках уточняются, конкретизируются, раскрываются разные стороны этой проблемы. Наиболее емким выражением отношения Фатиха Амирхана к отрицательным сторонам жизни татар своего времени стала повесть “Фатхулла-хазрат”, написанная в 1910 году. Это лучшее, до сих пор непревзойденное сатирическое произведение в татарской литературе – считал исследователь жизни и творчества Фатиха Амирхана Ибрагим Нуруллин.


Хотя татарская литература начала XX века богата мастерами сатиры: Г.Тукай, Г.Камал, Ш.Камал, Ш.Мухамедов, и в их произведениях также высмеивается отсталость и невежество мулл, имамов, просто обывателей, именно “Фатхулла-хазрат” стал нарицательным определением этого явления.


Значительное место в творчестве Фатиха Амирхана заняла тема женской эмансипации, что, впрочем, также характерно для всей дореволюционной татарской литературы и вполне естественно, если учесть, в каком положении тогда находилась женщина. Ключом к пониманию женских образов в его произведениях является очерк “Девушка-татарка” (1909). Этим произведением Амирхан, по сути, ввел в татарскую литературу новый жанр. Исследователи называли это произведение то рассказом, то нэсер (что-то вроде стихотворения в прозе). В нем отображено состояние того общества, которое превращает девочек в живых кукол. Мало сказать, что здесь нет индивидуализированных характеров, здесь нет даже отдельных героев. Даны звенья цепи, элементы бездушной ужасающей машины: Черная сила, Мать, Отец, Жизнь, которая постепенно уступает свои позиции под напором Черной силы и ее помощников – Матери, Отца, Мужа.


Художественная экспрессия необходима писателю, чтобы показать положение татарки во всей чудовищной бесчеловечности, невзирая на различия: будь она из бедной семьи, или из семьи богача, образованной или безграмотной. Созданы изящные, восхитительные женские образы: Хуршида, Хаят, Разия… Но все эти женщины, хотя и обладают красотой, душевной щедростью, внутренним богатством, находятся под пятой Черной силы. Наиболее ярко это описано в повести “Хаят” (1911).


К Октябрьской революции Фатих отнесся неоднозначно. В его рассказе “Мартовский герой” (1918), подобно “Собачьему сердцу” Булгакова, создан образ невежественного обывателя, стремящегося стать вершителем судеб, творцом новой жизни. Его статьи, написанные на политические и экономические темы, не потеряли своей актуальности и сегодня, например, “Подготовка к новой войне и нефть”.


Особняком в послереволюционном творчестве Фатиха Амирхана стоит нэсер “Принесите мне цветы”. С щемящим лиризмом он вспоминает молодость и предчувствует будущее: “Благоухание, которое будет источать мой луг, подарит отдохновение всем уставшим, истомившимся. Ах, послушайте же, принесите мне цветы!”


Фатих Амирхан – почти единственный классик татарской литературы, чьи произведения ничтожно мало переведены на русский язык. Объявленный буржуазным писателем, он тридцать лет нигде не печатался. Только оттепель 60-х вернула его читателям.


Если на вершине татарской поэзии начала XX века стоит Тукай, то на вершине прозы наряду с Гаязом Исхаки стоит Фатих Амирхан. Он был духовной опорой Тукая, способствовал его развитию и раскрытию его таланта.


Человек, не имеющий возможности даже передвигаться самостоятельно, создал яркие, отмеченные большим талантом произведения. Нам остается только воскликнуть вместе с поэтом Хасаном Туфаном: “Это – Прометей со стреноженными ногами”.


Розалина НУРУЛЛИНА.
Кандидат филологических наук

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще