Позади осталось село Нурлаты, бывшее некогда райцентром Северо-Нурлатского района (теперь это Зеленодольский район), мы едем по кугушевской земле, в старинное село Кугушево, которое на северо-западе граничит с Чувашией.
Край седой старины
Асфальтовая дорога незаметно переходит в обычную сельскую “магистраль” с ухабами и рытвинами. Скорость нашего авто, отнюдь не предназначенного для подобных испытаний, резко снижается. Дороги, испокон веков считавшиеся в России главной народной бедой, остаются таковой и сегодня. Жители рассказывали, что в особо дождливые годы дорогу развозило так, что по ней невозможно было проехать никакому транспорту, даже трактору “К-700”. Местному самоуправлению строительство дороги не потянуть, в районном бюджете средств тоже нет, ну а республиканский, как Тришкин кафтан, на всех не натянешь…
Но вот в синей дали, на плоской верхушке зеленой горы, показались, словно игрушечные, домики, окруженные вуалью деревьев. Это территория Кугушевского СМС, в состав которого входят расположенные в непосредственной близости друг от друга три деревни: Кугушево, Айдарово и Тугаево. Самая крупная из них – Кугушево, там же расположено и правление СХПК имени Вахитова, в прошлом знаменитого колхоза.
Хотя в паспорте села Кугушева, изданном Советом местного самоуправления, значится точная дата основания – 1250 год, по мнению преподавателя истории кугушевской средней школы Альфреда Альмеева, это не совсем так. Историю Кугушева в свое время изучала профессор Казанского университета Фирдаус Гарипова. В своей книге она затем написала, что селение образовалось во времена Казанского ханства. Но Альфред Альмеев спорит с маститым профессором, утверждая, что деревня возникла раньше, еще до Золотой Орды, во времена Булгарского царства. И спорит не голословно, а публикует статью в районной газете, в которой обосновывает свои предположения, ссылаясь не только на даты на надгробных камнях на местном кладбище, но и на гораздо более древние останки на другом кладбище, нечаянно обнаруженные во время работы бульдозера.
Что касается происхождения названия, тут в ход идет традиционная татарская легенда о дяде (или деде) Кугуш-би, первом поселенце, именем которого назвали селение.
На удивление щедра кугушевская земля на знаменитости. Среди них, например, первый профессиональный татарский режиссер Газиз Айдарский. Его супругой была первая татарская женщина – композитор Сара Садыкова. А какие чудесные, задушевные песни сочинил еще один уроженец кугушевской земли – композитор Арслан Батыршин! Среди других известных выходцев края – писатель Фирдаус Зарифуллин, заведующий кафедрой Московской бронетанковой академии Талгат Багавиев, еще один писатель и поэт, журналист Ильгизар Фазлуллин, не так давно получивший звание заслуженного деятеля культуры Республики Татарстан. Кстати, поздравлял его лично Президент республики Минтимер Шаймиев, выразив Ильгизару Каримзяновичу особую благодарность за чудесные песни.
Сегодня ученик, завтра – учитель
Амина Каримзяновна Фазлуллина (родная сестра Ильгизара Фазлуллина) – потомственная учительница. Она родилась в 1923 году в семье педагога, который 50 лет жизни посвятил преподавательской деятельности. А брат ее отца – Мухамедхан Ашрафзянович Фазлуллин – стал профессором-филологом. В семье было восемь детей, и пятеро из них стали педагогами.
Причем четверо – математиками, а Амина Каримзяновна преподавала татарский язык и литературу. В годы Великой Отечественной войны молодая студентка Казанского учительского института Амина Фазлуллина работала директором школы. Ее учеником в то время был Камиль Ахмадуллович Нуруллин.
…Вот они сидят рядышком, бывшая учительница и бывший ученик, которым затем довелось вместе работать в школе, поседевшие и постаревшие, оба уже пенсионеры. Им есть что вспомнить, и они говорят с таким задорным азартом, перебивая, дополняя друг друга. По всему видно, как дороги, как незабываемы для них эти воспоминания.
– Она у нас была строгая и справедливая, настоящий директор школы, хотя еще совсем молоденькая, едва восемнадцать исполнилось, – с улыбкой вспоминает Камиль-абый. – В годы войны многие сельские дети не ходили в школу. Причины были разные: где-то сами школы не работали, у кого-то одежонки не было… Но Амина Каримзяновна всех убеждала, что школа нужна и учиться всем детям необходимо. Поэтому у нас в Кугушеве все в школу ходили. И мы не только учились, но и фронту помогали.
– Не забыл, как в годы войны мы собирали деньги на танки и самолеты для советских солдат? Помнишь, как вместе ходили по дворам, людей агитировали, – вклинивается в рассказ своего бывшего ученика Амина-апа и добавляет. – Ведь Камиль был одним из лучших моих помощников, таким старательным, во всем положительным учеником…
Камиль Нуруллин, окончив семь классов, продолжил учебу в нурлатской средней школе. Потом поступил в Казанский университет и после окончания отделения татарской филологии молодой преподаватель поехал на работу в Алькеевский район. Отработал там четыре года, а в 1958 году стал директором кугушевской школы. В общей сложности 40 лет посвятил Камиль Ахмадуллович преподавательской деятельности.
Что же касается Амины Каримзяновны, то она учительствовала 38 лет и одновременно занималась активной общественной деятельностью, была руководителем лекторской группы. Династию учителей Фазлуллиных продолжает сын Амины Каримзяновны Ринат Гараев, который живет и работает в Казани.
Годы идут, выросли дети, внуки, уж и правнуки подрастают. Но все не сидится на месте бывшей школьной активистке. Она и сегодня в гуще жизни – возглавляет в Кугушевском СМС женсовет, который объединяет около 200 женщин разного возраста.
В школу Амина Каримзяновна и Камиль Ахмадуллович приходят на праздники, юбилеи в качестве почетных гостей. И радостно им, с одной стороны, что жива школа, что в ней много нового, например компьютеры. А с другой стороны – грустно: в их бытность, в 50-60-е годы, количество учеников достигало четырехсот человек, а нынче и сотни не наберется. Это обидно, ведь школа – будущее села.
Такая непредсказуемая Зайнаб
Колхоз имени Вахитова в “хрущевские” годы гремел на всю республику. В немалой степени руку к этим успехам приложила Зайнаб Садыкова, председатель колхоза с 1954 по 1967 год, удостоенная звания Героя Социалистического Труда.
Она появилась в Кугушеве в 1954 году. Высокая, с крепко сжатыми в линию губами, с холодными проницательными глазами. Люди шептались, передавая друг другу, что эта Зайнаб в войну мужа потеряла и зарок дала: никого к себе больше не подпускать и посвятить жизнь свою борьбе со злом, потому и стала милиционершей в Нурлатах, преступников ловила. У нее и звание есть – капитан милиции! А теперь вот председателем колхоза стала. Справится ли? Все-таки колхоз не милиция…
Она справлялась, умела подобрать ключик к сердцам как женщин, так и мужчин. Первые не видели в Зайнаб соперницы, потому что она абсолютно к этому не стремилась, ни к косметике, ни к нарядам не питала пристрастия. Мужчины же, скорее, видели в ней своего парня: она носила брюки, играла на гармони, курила, могла без жеманства выпить стакан водки, ловко скакала на лошади…
В 1957 году молодым пареньком пришел в колхоз Наиль Газимович Сибгатуллин. На первых порах стал он работать грузчиком. Он хорошо помнит Зайнаб Садыкову.
– Она была прирожденным руководителем, умела не только командовать, но и во всех мероприятиях сама принимала непосредственное участие. Например, великолепно играла в спектаклях, которые в ту пору у нас то и дело ставили в сельском клубе. Я до сих пор помню ее выход в “Зэнгар шаль” (“Голубая шаль”). Актриса, ей бы в настоящем театре играть! Кстати, это с легкой руки нашей Зайнаб в 1960 году в селе был построен новый Дом культуры. Причем из собственного природного материала – из бутового камня. Кирпич ведь был очень дорогой. И тогда председатель колхоза предложила оригинальное решение: построить дом культуры из бутового камня, а добывать его самим, благо вон его сколько в местном овраге. В результате Дом культуры до сих пор служит нам верой и правдой.
Строила Зйнаб Садыкова и дома для самих сельчан. Тут уж стройматериалов не жалела – в ход шла элитная сосна. Не успели оглянуться, как не осталось в селе ветхих домов из осины да липы.
При Зайнаб Садыковой колхоз имени Вахитова добился больших успехов, стал миллионером. А какие урожаи самых разных овощей выращивали! Особенно капуста удавалась. Сколько раз ездили с ними на ВДНХ в Москву.
В 1966 году Зайнаб Садыковне Садыковй были вручены орден Ленина и “Золотая Звезда”. Героя Социалистического Труда. Это была большая радость для всего Кугушева. А год спустя пришло известие о назначении Садыковой руководителем крупнейшего в ту пору в районе откормсовхоза “Зеленодольский”. Она уехала, но добрая память о ней жива до сих пор.