До середины XIX века никто из современников патриарха русской поэзии Г.Р.Державина не сомневался в том, что он родился в Казани.
Прежде всего об этом неоднократно говорил сам поэт. В своих “Записках из известных всем происшествиев и подлинных дел, заключающих в себе жизнь Гаврилы Романовича Державина”, он заявил об этом совершенно определенно: “Гавриил Романович Державин родился в Казани, от благородных родителей, в 1743 году, июля 3 числа”.
Менее чем за год до своей кончины, 26 августа 1815 года, в письме к казанскому профессору красноречия, стихотворства и языка российского Г.Н.Городчанинову поэт утверждал: “Казань, мой отечественный град, с лучшими училищами словесности сравнится и заслужит, как Афины, бессмертную себе славу…” И, конечно же, не случайно, что один из лучших своих поэтических шедевров – стихотворение “Арфа” – Державин посвятил родимому городу Казани.
О колыбель моих первоначальных дней!
Невинности моей и юности обитель!
Когда я освещусь опять твоей зарей
И твой по-прежнему всегдашний буду житель…
Казалось бы, все ясно: сам Г.Р.Державин не оставил нам шансов для кривотолков о месте своего рождения. Однако версия академика Я.К.Грота о том, что Державин родился в одном из поместий его родителей в Лаишевском уезде Казанской губернии, снова в ходу. И особенно сейчас, когда в преддверии 1000-летия Казани обсуждается вопрос о возрождении памятника певцу Фелицы, который был открыт в Казани в 1847 году.
Помещая в восьмом томе академического издания “Сочинений” Державина “Биографию поэта”, Я.Грот пишет о том, что хоть Державин и называл Казань своей родиной, но “место его рождения в точности неизвестно”.
Основанием для такого заключения были его встречи с владельцами поместий в Кармачах и Сокурах во время поездки по Казанской губернии в 1862 году. Так, один из владельцев Кармачей показывал биографу поэта место под горой, где некогда стоял дом Державиных, а в то время находился грунтовый сарай.
“По другому преданию, – пишет Я.Грот, – его родиной было соседнее имение Сокуры, в котором он провел и часть своего детства”. То, что родители Гавриила Державина были владельцами поместий в селах Лаишевского уезда, хорошо известно. Да и захоронены они были здесь же, но почему-то не в Кармачах или Сокурах, а на погосте села Егорьевское, в нескольких верстах от нынешнего села Державино. Однако биограф поэта, посвятивший изучению его жизни 25 лет и собравший практически все материалы о жизни Державина, не приводит ни одного документа (метрической записи о рождении или крещении), которые подтвердили бы достоверность “преданий” о рождении поэта именно в Сокурах. Совершенно очевидно, что подобными документами Я.Грот не располагал. Уже тогда было очевидно, что казанские страницы биографии Державина в освещении Я.Грота требуют уточнения и переосмысления.
Знакомство с новыми архивными материалами, а также более обстоятельное изучение публикаций о Державине в периодической печати позволяют с большей определенностью утверждать: Г.Р.Державин был не просто “всегдашним жителем” Казани. Он родился здесь, и Казань стала его поэтической колыбелью. Вот лишь некоторые факты.
Современник поэта, директор Казанской гимназии Ю.И.фон Каниц хорошо знал Державина и вел с ним активную переписку. По просьбе поэта он собирал и отправлял ему в Петербург старинные рукописи по истории Казани, выполнял просьбы матери поэта Ф.А.Державиной, с которой был в добрых отношениях.
В письмах от 18 ноября и 9 декабря 1779 года, которые Я.Грот поместил в пятом томе академического собрания сочинений Державина, Каниц пишет Гавриилу Романовичу: “…Ваш родимый город представлен в новых, прекрасных видах”, снятых с натуры. Вы, любезный друг, конечно, порадуетесь, что ваша обновленная родина является такою красивою, живописною”.
Можно ли вообразить, что в “прекрасных видах, снятых с натуры”, изображена не родимая Казань? В фондах Национального архива РТ хранятся “Протоколы заседаний общества любителей отечественной словесности при Казанском университете”. В одном из документов содержится ответ Г.Р.Державина на избрание его почетным членом этого общества: “Почтенное отношение сего общества от июля 19 дня с приложением устава оного я имел честь с особливым моим удовольствием получить… Тем охотнее принимаю наименования сего почтенного общества члена, тем более приятно мне быть на моей родине в числе любителей словесности.
Подлинное подписал Гавриил Державин”.
Снова речь идет о родной Казани и университете.
О том, что Г.Р.Державин родился в Казани, свидетельствуют многие современники поэта. Казанцем называет Державина питомец университета писатель С.Т.Аксаков, встретившийся с поэтом в первой половине 1815 года и опубликовавший в мае 1852-го воспоминания “Знакомство с Державиным”. Уроженцем Казани считали Державина попечитель Казанского учебного округа М.Н.Мусин-Пушкин, ректор университета Н.И.Лобачевский, директор гимназии И.И.Лажечников и многие университетские профессора. Упоминание об этом встречается в официальных документах совета университета, хранящихся в Национальном архиве РТ. 24 мая 1832 года попечитель Казанского учебного округа М.Н.Мусин-Пушкин, поручая ректору университета Н.И.Лобачевскому открыть подписку на сооружение памятника Г.Р.Державину, пишет: “Безсмертный Российский Поэт, действительный Тайный Советник Гаврило Романович Державин родился в Казани и воспитывался в гимназии сего города…”
30 сентября 1816 года “Казанские известия” помещают отчет с траурного собрания Казанского общества любителей отечественной словесности, посвященного смерти “почетного члена онаго Гавриила Романовича Державина”. Секретарь общества профессор П.С.Кондырев с гордостью говорит о том, что Казань была родиной великого поэта. “Своим” считали Державина казанские поэты Ф.М.Рындовский, Н.М.Ибрагимов, Г.Н.Городчанинов, М.С.Рыбушкин, братья Панаевы, братья Княжевичи и другие известные литераторы. Многие из них не только “гостили” в помещичьих усадьбах Казанской губернии, но и владели землей в Лаишевском уезде, по соседству с имениями Державиных.
Лучшие репортажи в “Казанских губернских ведомостях” по случаю открытия в Казани памятника певцу Фелицы исполнены в духе державинских реминисценций.
Как будто под чарующие звуки арфы звучит “Похвальное слово Г.Р.Державину”, произнесенное профессором русской словесности университета К.К.Фойгтом:
“Державин родился у нас!
У кого из жителей Казани после этого не встрепенется сердце от особенного чувства при взгляде на вдохновенный лик Поэта…
Но памятник, воздвигнутый в честь, во славу уроженца Казани, является еще первым, а таких памятников много ли во всей России?”
* * *
Когда данный материал уже был подготовлен к печати, автор отыскал в фондах библиотеки КГУ четыре странички убористого рукописного текста с подзаголовком: “Сельцо Покровское Кудышъ, Сокуры тожъ”. Они содержат сведения о владельцах Сокуров более чем за полтора столетия. Среди них значатся фамилии Змиёвых, Кондыревых, Левашовых, Толстых, Княжевичей, Лебедевых, Державиных… Автор исторического описания с сожалением отмечает: “Какая участь постигла часть сельца Сокуров, поступившую по смерти Ивана Андреевича Змиёва во владение вдовы его Анны Савиновны, впоследствии Кондыревой, а позже Исаковой, из документов не видно, но полагать должно, что часть эта вскоре перешла в род Державиных, ибо около 1745 года кроме Сергея Федоровича Змиёва владельцем сельца Сокуров является Роман Николаевич Державин и даже сельцо Сокуры оспаривает у соседственной с нею деревни Кармачи славу места рождения сына этого помещика, знаменитого русского поэта Гавриила Романовича Державина. Во всяком случае достоверно, что в сельце Сокурах провел детские лета свои бессмертный певец Фелицы, а впоследствии по смерти отца Гавриил Романович сделался владельцем этого сельца…”
Заманчиво было, ссылаясь на этот документ, объявить Сокуры местом рождения Г.Р.Державина. Только как можно было родиться в Сокурах “около 1745 года”, если днем рождения Гавриила Романовича является 3 июля 1743 года?..
Юрий ФРОЛОВ.