Планета по имени “Сэлэт”

Продолжаем разговор об одаренных детях, их выявлении и воспитании, поднятый в статьях Н.

Автор статьи: Руслан БУШКОВ

Продолжаем разговор об одаренных детях, их выявлении и воспитании, поднятый в статьях Н.Мочаловой “Одаренный ребенок” (“РТ”, 15.01.2004) и О.Стрельниковой “Вот такое кино…” (“РТ”, 21.05.2004)


 


С 9 по 13 июля на территории Билярского культурно-исторического заповедника проходил очередной, восьмой по счету, республиканский фестиваль творчества одаренных детей и молодежи Татарстана по программе сообщества “Сэлэт”. Великолепный лесной массив, широкие изумрудно-зеленые луга, река Черемшан и Святой Ключ, издавна являющийся местом паломничества верующих, создают какое-то особое энергетическое пространство – экологически чистое и духовно насыщенное.


И вот здесь, на фоне “старины глубокой” около тысячи детей и юношей со всей республики и многих регионов Российской Федерации сумели вновь продемонстрировать и доказать, что они действительно “самые-самые” – самые умные, талантливые, изобретательные, спортивные.


Что и говорить, одаренный ребенок нередко воспринимается и в семье, и в школе чуть ли не как бедствие, потому что его задатки, характер, поведение ну никак не укладываются в привычные рамки и представления. А ведь одаренность происходит от слова “дар”. Это – дар Божий, которым природа наделяет очень немногих. Как же неумело или равнодушно мы зачастую относимся к этому дару! Хотя давно уже никто не спорит с тем, что для раскрытия одаренности ребенка необходимы соответствующее интеллектуальное окружение, специфическая развивающая среда. Олимпиады и конкурсы – это все же разовые мероприятия, да и отбирают на них в основном отличников. А отличник и одаренный ребенок – не одно и то же.


Юные интеллектуалы любят и умеют интересно проводить свой досуг.Первыми забили тревогу о состоянии воспитания способных детей и подготовки молодой научной смены, конечно же, сами ученые. В1993 году группа молодых сотрудников Казанского государственного университета и совместной научно-исследовательской лаборатории Академии наук Республики Татарстан и КГУ “Проблемы искусственного интеллекта” под руководством докторов технических наук Д.Сулейманова и Р.Бухараева задумали готовить специалистов высокого класса по компьютерным технологиям и компьютерной лингвистике уже со школьной скамьи. Если коротко, их идея заключалась в том, чтобы открыть летние учебно-оздоровительные лагеря для наиболее толковых ребят. Первый такой лагерь “Сэлэт” на 70 детей с немалыми трудностями был организован в Арске в 1994 году. Несколько лет он был единственным и каждый год перемещался из района в район, пока в 2000 году не обосновался, при поддержке Министерства по делам молодежи и спорту РТ, в поселке Ильинке под Зеленодольском (рядом с Раифским монастырем). Называется он “Сэлэт-Раушан” (“Интеллектуальный родник”).


Идея молодых ученых, как говорится, витала в воздухе и оказалась востребована. Поэтому в 1997 году группа преподавателей и студентов Казанского государственного университета, основываясь на собственном опыте проведения летних компьютерных лагерей, учредила Татарский республиканский молодежный общественный фонд “Сэлэт”, который возглавил Д.Сулейманов.


Создание фонда диктовалось необходимостью непрерывной, систематической и круглогодичной работы с одаренными детьми. Теперь встречи ребят, их общение между собой и с интересными людьми республики проходят в течение всего года. При фонде работают центр реализации компьютерных программ, учебный и издательский центры, культурно-досуговый центр, очно-заочная школа, различные курсы и клубы. При этом приоритетным является создание условий для обеспечения психологической защищенности личности, своевременной диагностики и коррекции развития психо-социальной сферы, поддержание семейной, заботливой и доброжелательной атмосферы.


Кроме того, в настоящее время действуют уже восемь летних учебно-оздоровительных лагерей “Сэлэт”. В основу их деятельности положен принцип творческих мастерских, который дает возможность построить более гибкую, разнообразную и, главное, интересную систему занятий, тем более что каждый ребенок сам выбирает то направление и ту творческую мастерскую, которая соответствует его наклонностям и увлечениям.


Оздоровительным программам также придается очень большое значение, поскольку у детей, часами просиживающих за учебной литературой и компьютерами, физическое здоровье нередко бывает ослаблено. Поэтому учитывается все: выбор места для лагеря, возможность проведения спортивно-оздоровительных мероприятий, чистый воздух, сбалансированное питание и т.д.


Выступая на одном из молодежных форумов, министр по делам молодежи и спорту РТ М.Бариев подчеркнул: “Особенность и сила программ лагерей “Сэлэт” заключается, прежде всего, в их взаимосвязи с другими формами и программами, реализуемыми фондом “Сэлэт” на долгосрочной основе. К таким программам относится и проект создания молодежного академического городка “Фэнсар” (“Храм науки”) на территории Билярского историко-культурного заповедника”.


Выбор места для молодежного академического городка, конечно же, не случаен. Как известно, Биляр является одним из древнейших памятников государственности татарского народа, первой столицей Волжской Булгарии. Уже в Х веке он был широко известен как культурный и торговый центр с более чем пятидесятитысячным населением. Именно в Билярск, по свидетельству Ибн-Фадлана, прибыло посольство из Багдада в 922 году. А путешественник Аль-Гарнати, посетивший Биляр в 1135 году, сообщает об известном даже в его стране Билярском университете. Давнишняя мечта создателя и руководителя проектов фонда “Сэлэт” Д.Сулейманова – возродить всемирную славу этого университета в форме молодежного академического городка, превратив его со временем в молодежный научный центр европейского значения. Это будет целый комплекс научных, учебных, оздоровительных, культурно-просветительных, туристических, ремесленных учреждений. Здесь же будут представлены различные научные школы, лаборатории, исследовательские центры.


Создание молодежного академического городка “Фэнсар” – длительный и многоэтапный процесс. Первым реальным шагом в данном направлении стала круглогодичная очно-заочная детская научная школа для учащихся 9-11 классов “Фэнсар – интеллектуальное созвездие”, действующая с 2001 года. Программа этой школы в 2002 году завоевала грант на Всероссийском конкурсе проектов молодежных и детских общественных объединений, проводимом департаментом по молодежной политике Министерства образования РФ, а программа “Молодежный академический городок “Фэнсар” стала лауреатом данного конкурса.


Проект МАГ “Фэнсар” одобрен и руководством нашей республики. В настоящее время идет подготовка документации по его поэтапной реализации. А первым и самым требовательным его рецензентом и одновременно добрым опекуном выступила Академия наук Республики Татарстан.


С учетом того, что деятельность сообщества “Сэлэт” становится все шире и разнообразнее (ежегодно в его мероприятиях в той или иной форме принимают участие более десяти тысяч человек), в январе 2003 года было создано еще и государственное учреждение – молодежный центр “Сэлэт”. Теперь под одной крышей работают три организации: общественный фонд “Сэлэт”, молодежный центр “Сэлэт” и совместная научно-исследовательская лаборатория Академии наук РТ и КГУ “Проблемы искусственного интеллекта”, с которой все и начиналось. Организаций три, но цель у них одна – работа с одаренными детьми.


* * *


“Хэерле кэн, сэлэт аланы!” – с этой звонкой песни в исполнении Лейсан Сулеймановой (она же начальник лагеря) начинается каждое утро в одном из самых интересных лагерей – “Сэлэт-Аршан”, что находится на берегу Черного моря в Анапе. Как некогда пионерский горн, она поднимает ребят навстречу новому дню в череде 18 чудесных дней, наполненных солнцем, морем, экскурсиями, а по вечерам – творческими программами и веселой дискотекой до самого отбоя…


Галина НЕКРЫЛОВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще