На соискание Государственной премии РТ имени Г.Тукая
Ее преданность татарскому искусству восхищает, ради него она готова пожертвовать многим. Рассказывают, например, что Розалина Шагеева когда-то продала свою дачу для того, чтобы выпустить новую книгу…
На протяжении нескольких десятилетий Розалина Гумеровна Шагеева, один из ведущих искусствоведов Татарстана, занимается изучением татарского изобразительного искусства. Сегодня ее перу принадлежит около десятка монографий и почти двести статей, посвященных художественной культуре Татарстана и наиболее ярким ее представителям. А ведь еще сравнительно недавно книги о татарском искусстве в Казани практически не издавались. В советское время это в принципе не приветствовалось, к тому же национальную тему, как ни удивительно, «узурпировали» столичные искусствоведы, и они же выпускали книги. Но в какой-то момент их казанские коллеги сочли делом чести отвоевать эту нишу. Первой ласточкой стала книга-альбом «Декоративно-прикладное искусство казанских татар» (1990). И Розалина Шагеева была в числе вдохновителей, авторов и «толкачей» этого по-своему уникального издания. Кроме того, она была куратором первых зарубежных выставок, презентовавших татарское искусство в Венгрии (1993), Арабских Эмиратах (1995), Франции (2000), Финляндии (2001).
Одной из главных, сквозных тем исследований Розалины Шагеевой является творчество основоположника татарского изобразительного искусства Баки Урманче. Своеобразным итогом ее многолетних размышлений об истоках и побудительных мотивах работ великого татарского художника стала статья «Восхождение к идеальному» для каталога юбилейной выставки Баки Урманче, проходившей в Государственной Третьяковской галерее в 2012 году. В ней автор убедительно показывает глубинную связь всех видов изобразительного искусства, в которых проявил себя Урманче, с особого рода духовностью, порожденной философским, а не догматическим пониманием ислама как воплощения вселенского разума, совершенства Мира и Природы. Здесь же дается анализ поэтического творчества Урманче, особенностей его ритмики и образного строя. К слову, Розалина Шагеева, сама прекрасный лирический поэт, перевела на русский язык многие стихи Баки Урманче. По ее мнению, это «одна из граней многоликого „я“, стремящегося к отображению всей полноты эмоционального отношения к миру и своих переживаний».
Подготовленные Розалиной Шагеевой альбомы «Ахсан Фатхутдинов» (Казань: «Рухият», 2002), «Фиринат Халиков. Вечная Казань» (Казань: «Заман», 2005), «Абрек Абзгильдин» (Казань: «Заман», 2009), «С любовью к Тукаю. Рада Нигматуллина, Изабелла Рогожина, Марина Нигматуллина» (Казань: «Заман», 2011) стали заметным явлением научной и культурной жизни республики. Каждый из названных альбомов – это широкомасштабное полотно, представляющее искусство выдающихся татарских художников современности. В прекрасно подобранных и убедительно выстроенных изобразительных рядах, в объемных текстах, далеко выходящих за рамки обычных вступительных статей, раскрываются разные грани творчества, прослеживается эволюция, выявляются истоки таланта.
В повести-эссе «Гора», сопровождающей альбом, посвященный Ахсану Фатхутдинову, раскрывается жизненный и творческий путь одного из самых самобытных художников Татарстана. Автор сравнивает его с горой как «символом красоты могучего духа, устоявшего перед лицом катаклизмов», убедительно показывая, как природа родных мест и порожденные ею фольклорные образы духов леса и крестьянского быта сформировали в Ахсане Фатхутдинове «жертвенный идеал художника, отвергающего соблазны копирования действительности и следования официальным стандартам», художника, самостоятельно выбирающего творческий путь. Скрывшись в глуши родных нижнекамских лесов, он создал новую форму искусства, в которой «соединил живопись и узорные деревянные элементы с философски значимым текстом». Говоря о знаменитом цикле Ахсана Фатхутдинова «Обереги», автор подчеркивает, что «в своем творчестве художник старался обнажить всю корневую систему татарской культуры. Он не только приспосабливал находки фольклора, мифологии, поэзии под нужды изобразительного творчества, но и созидал искусство, не мыслящее себя вне мудрости поколений…»
В альбоме-книге «Фиринат Халиков. Вечная Казань» наглядно показано, как формируется художественный язык этого мастера. С одной стороны, Халиков опирается на традиции отечественной исторической живописи, с другой – припадает к истокам народной культуры. По образному выражению автора альбома, художник совершил «символическое погружение в вечность: спустившись в закрытую обманчивыми слоями последующих столетий ханскую Казань, он вынес из обуглившихся обломков прошлого ее портрет…»
В альбоме, посвященном творчеству Абрека Абзгильдина, перед читателем предстает путь художника, которого всегда отличали «творческая свобода в решении самых серьезных общественно-политических, общечеловеческих тем в сочетании с космической фантазией, способность к неожиданным композиционно-сюжетным, цветопоэтическим трансформациям и инверсиям, перемещениям во времени и пространстве». Анализируя такие полотна художника, как «Сон Тукая», «Тукай и Шурале», «Рождение пророка» и другие, Шагеева утверждает, что «это искусство не отражения, а преображения, когда этнические зрелища, истории, национальные феерии, религии и великие персоналии… превращаются под кистью мастера в пропитанные могучим импульсом духовности космогонии, притчи, сказания».
Работа над альбомом «С любовью к Тукаю» (посвящен скульптурному циклу, созданному Радой Нигматуллиной в соавторстве с дочерьми Изабеллой Рогожиной и Мариной Нигматуллиной) стала для Розалины Шагеевой не только еще одной счастливой возможностью рассказать о самобытном творчестве казанских художников, но и поделиться собственными размышлениями о личности и мире образов великого татарского поэта, во многом определившего пути развития национальной художественной культуры ХХ века. И автор приходит к выводу, что «будучи органической клеточкой своего народа и творящий на той высоте, где зажглась его звезда, Тукай всегда оказывался намного выше своей эпохи и давал оценку общественным явлениям, глядя как бы из будущего…»
Искусствоведческие труды Розалины Шагеевой отличают глубокая эрудиция и широкий взгляд на проблему, что позволяет рассматривать изучаемые явления татарского искусства в контексте мировой художественной культуры. В то же время автор убедительно показывает, что каждый из представляемых ею художников является национальным по своей сути. В целом же перед нами предстает широкая панорама татарского изобразительного искусства ХХ – начала XXI веков, вскрываются его истоки, закономерности и особенности развития.
Творческий вклад Розалины Шагеевой в татарское искусствоведение, безусловно, достоин признания и присуждения Государственной премии Республики Татарстан им.Г.Тукая.
Ольга Улемнова, кандидат искусствоведения