Вера, надежда, любовь в жизни Горького

Нравственные векторы и жизненные ценности у каждого человека свои, они и определяют содержание его жизни. И чем сильнее личность, тем большее влияние она оказывает на окружающих. В этом отношении интересна мощная фигура Максима Горького.

Издавна свою особую нишу в культурной жизни Казани по праву занимает Литературно-мемориальный музей А.М.Горького. Он многое делает для приобщения казанцев и гостей столицы к жизни и творчеству выдающегося писателя, в формировании мировоззрения которого заметную роль сыграл период его пребывания в Казани (1884-1888). “РТ” не раз предоставляла на своих страницах место для публикаций сотрудников музея, отмечающего нынче 70-летие со дня своего открытия.

Вот и сейчас предлагаем вниманию статью сотрудницы музея Людмилы ДАНИЛОВОЙ, размышляющей о нелегком, тернистом пути духовных поисков писателя.

 

Нравственные векторы и жизненные ценности у каждого человека свои, они и определяют содержание его жизни. И чем сильнее личность, тем большее влияние она оказывает на окружающих. В этом отношении интересна мощная фигура Максима Горького, который в начале ХХ века воодушевлял целое поколение веровавших в революционное преобразование жизни.

Вера, надежда, любовь в жизни Горького… Как отзывались они в его личной судьбе и судьбе его современников, близких, родных? При исследовании жизни и творчества этого неординарного, выдающегося человека и писателя мы видим всю противоречивость его личности, драматизм судьбы, в которой страстный, неустанный поиск счастья, “рая на земле”, сопровождался освобождением от несбывшихся надежд, утраченных иллюзий.

В детстве вера в Бога, “мысли и чувства о Боге были главной пищей” его души, “самым красивым в жизни”. “Бог был самым лучшим и светлым из всего, что окружало меня, – Бог бабушки, такой милый друг всему живому”, – вспоминал писатель. Истинная христианка, бабушка Акулина Ивановна ощущала Бога всегда рядом, принимала все, что было ниспослано ей. Внук, взрослея и видя вокруг столько злого, несовершенного, стал сомневаться: все ли так уж хорошо? Если Бог не может одолеть зло, вовремя наказать негодных людей, значит, он “не всемогущий, не милостив, а – проще – нет его!”

Автобиографическая трилогия Максима Горького “Детство”, “В людях”, “Мои университеты” – это повествование об освобождении человека от веры в Бога.

В юности он поверил в силу знаний и с помощью книг надеется найти ответ на самые важные вопросы: в чем смысл человеческого существования? Каковы пути к достижению более совершенной и достойной человека жизни?

Пытаясь разобраться, что движет историей – вера или научная истина, будущий писатель отдает предпочтение точному научному знанию. 

В казанских народнических кружках, слыша восторженные отзывы молодых интеллигентов о “прекрасном”, “справедливом” народе, “воплощении мудрости, духовной красоты и добросердечия”, Алексей Пешков, в силу своего жизненного опыта, не может принять их слепой веры в народ (“Я не знал такого народа…”). Юноша отвергает любой догматизм – будь то христианский или народнический.

Однако народническая литература о великомученике-мужике убедила его в том, что, “только очень крепко, очень страстно любя человека, можно почерпнуть в этой любви необходимую силу для того, чтобы найти и понять смысл жизни. Я перестал думать о себе и начал внимательнее относиться к людям”, – пишет Максим Горький в повести “Мои университеты”.

В реальной жизни его попытки любить терпели неудачу. Девушка, в которую он был влюблен, Маша Деренкова, предпочла ему студента-медика Петра Кудрявцева. Рабочие, среди которых молодой Пешков из гуманных побуждений пытался “сеять разумное, доброе, вечное”, готовы были помириться с хозяином за ведро водки; со “злой радостью” шли они бить участвовавших в сходке студентов, о которых он так много им говорил как о людях, мечтающих о счастье народа.

Бессилие перед жизнью, страшное одиночество, поселившие “необоримую тоску” в сердце, привели его к попытке самоубийства.

Спасенный и исцеленный, Алексей Пешков (с 1892 г. он берет себе псевдоним Максим Горький) продолжает мучительный поиск смысла жизни, правды.

“Я не ждал помощи извне и не надеялся на счастливый случай, но во мне постепенно развивалось волевое упрямство… Чем тяжелее становились условия жизни, тем сильнее и даже умнее становился я. Я очень рано понял, что человека создает его сопротивление окружающей среде”. Юноша надеется на свои собственные силы, на собственный разум и волю. Но ум его подвергается серьезному испытанию. В рассказе “О вреде философии” писатель отразил свое состояние на грани безумия, создав фантастические картины мира-хаоса. Угнездившуюся в нем тоску безверия он выразил в стихах:

Ночь беспокойно длится…

Муки моей – нет меры!

Если б умел я молиться!

Если бы знал счастье веры!

Первая русская революция заставила его сблизиться с большевиками: в них он увидел единственно активную силу, способную повести за собой народ. Писатель поверил в социализм, в возможность социалистического переустройства общества, принял учение о классовой борьбе: идея борьбы давно привлекала его, отвергшего путь терпения и смирения.

Горький – не сторонний наблюдатель, а активный участник событий, всколыхнувших общественную жизнь России, – вместе с толпой он идет к Зимнему дворцу 9 января 1905 года; выступает на митингах и собраниях с призывом к решительной борьбе с самодержавием; в дни Декабрьского вооруженного восстания он на баррикадах, в его квартире находятся штаб большевиков и склад оружия.

После поражения Первой русской революции Горький много размышляет о русском народе, его судьбе. Он верит, что жертвы революции, ее уроки не напрасны: “Россия проснулась!” Прочитав его роман “Мать” (1906), многие молодые люди стремились “променять спокойную жизнь на тюрьмы, ссылки и на смерть у стенки”. Спустя два года Горький пишет повесть “Исповедь”, где показывает преображающую силу коллектива – народа-богостроителя, способную не только изменить человека изнутри, но и сотворить чудо, подобное описанным в священных писаниях. Чудесное исцеление девушки-калеки во время крестного хода с иконой Божией Матери, по мнению Горького, произошло не по благодатной помощи небесных сил, а в результате воздействия коллективной духовной энергии, “богостроительной силы” народа. “Не бессилием людей создан Бог, нет, но – от избытка сил. И не вне нас живет он… но – внутри! Богостроитель – это суть народушко!” В обоих произведениях звучат христианские мотивы, но содержание их далеко не христианское. Горький хочет дать народу новую веру, явившуюся откровением для него самого, но, чтобы ее усвоение происходило безболезненно и успешно, надо было облечь ее в привычные символы и образы.

В истории человечества, как не раз отмечали мыслители, “то божественное поглощало человеческое, то человеческое поглощало божественное”. Рубеж ХIХ-ХХ веков ознаменовался победой гуманизма – мировоззрения, сторонники которого, отвергнув Бога, на божественный пьедестал поставили человека и его разум. Горький в числе многих воспринял идеи гуманизма, отраженные в западных учениях (ницшеанстве, позитивизме и др.), и стал глашатаем “крайнего гуманизма” в стране, где “человеческое было часто унижено”.

Ницшеанская идея о сверхчеловеке воплотилась в горьковского Человека с большой буквы. Это и соборное человечество, объединенное социализмом в коллективный разум, способный указать ему смысл существования в “религиозном, весь мир связующем значении труда”. Это и прекрасный человек будущего, “великий свободой своей”, с сердцем, “чистым от злобы и зависти”, живущий “в свободе и правде для красоты”. Проявления этого Человека он находил в реальности, что давало ему надежду на осуществление идеала в будущем.

“Нет человека более достойного имени гения, более сложного, противоречивого и во всем прекрасного… в нем есть нечто, всегда возбуждающее у меня желание кричать всем и каждому: смотрите, какой удивительный человек живет на земле! Ибо он, так сказать, всеобъемлюще и прежде всего человек, человек человечества…” – так Горький воспринимает Льва Толстого. “Человек – ось земли!” – на подобные мысли наводит его общение с Чеховым. В Федоре Шаляпине он видит “молодого бога”, богатыря…

И сам, в своей личной жизни, Горький стремится к гармонии с любимым человеком, чтобы “любоваться друг другом”, чтобы была “не жизнь, а – служение человеку”.

Горький – Е.П.Волжиной-Пешковой: “Родная моя!.. Я тебя люблю, и ты мой смысл жизни, моя муза и родина, моя мать и сестра… Я люблю тебя сильно, глубоко, всю тебя люблю, каждый твой жест и каждую жилку – и недостатки твои, все люблю, Катя!”

Юная Екатерина Волжина, дочь обедневшего дворянина, не могла устоять перед обаянием этого полного жажды жизни человека, талантливого молодого писателя и журналиста “Самарской газеты”, где она работала корректором, и, несмотря на противодействие родителей, становится его женой. “Я люблю тебя больше жизни, – признавалась она мужу, благодарная за нежность, пробужденные надежды и ощущение необыкновенного счастья.

“Дитятко мое – мне кажется, что я расту – любя тебя… Мне думается, что с тобой я буду много и хорошо работать, что впереди у меня есть и слава, которой я буду обязан главным образом тебе – моя муза, много, много хорошего дашь ты мне. Я же тебе – всего себя… Звездочка моя!”

Сказка любви сменилась жизненной прозой, отягощенной несовпадением сложных характеров. Она стала искать утешения в детях, он окунулся в работу, мучимый совестью, что не способен любить женщину. Пока не пришло новое увлечение. Или – любовь?

Горький – М.Ф.Андреевой: “Вот Вам моя песня… В ней за громкими и грубыми словами скрыта великая мечта моей души, единственная моя вера, она-то именно давала и дает мне силу жить… Мною много было испытано. Часто Смерть смотрела в очи мне … и хотела убить сердце мое леденящим дыханием ужаса… И не раз слышал я злой смех Дьявола над убитыми грезами юности, но острая сила сомнения не разрушила эту мечту мою, ибо с ней родилось мое сердце. Я кладу его к Вашим ногам. Оно крепкое”. Мария Федоровна Андреева, талантливая актриса Московского художественного театра, предпочла карьере служение любимому человеку, старалась быть для него не только любящей женой, способной разделить с ним жизненные испытания, но и помощницей в делах, товарищем по борьбе. Благодаря ей, убежденной большевичке, Горький близко сошелся с видными членами РСДРП. Но он не терял связи с прежней семьей, желая воспитывать сына, продолжая считать Екатерину Павловну своим другом. Женская ревность изматывала…

Для многих людей в то время он был подобен крепости. К нему обращались за помощью и утешением. Встреча с Горьким явилась настоящим якорем спасения для Марии Игнатьевны Будберг, в прошлом графини Бенкендорф, оказавшейся после революции в крайне бедственном положении. Благодаря Корнею Чуковскому ей удалось устроиться в издательство “Всемирная литература”, возглавляемое Горьким, и войти в дом писателя.

Горький был пленен Будберг, и возникшее чувство с годами превратилось в глубокую привязанность, которую сумела оценить эта умная и тонкая женщина.

М.И.Будберг – Горькому: “…Радость Вы моя, большая моя, настоящая Радость, если б Вы только знали, как Вы нужны мне. Кажется, что вот Вы отойдете, и все потеряет какой-то громадный единственный смысл… Я все более и более ясно сознаю, … что Вы, Алексей, были самым прекрасным, самым замечательным явлением в моей жизни. Ничего подобного в ней не будет…”

“Дело не в том, с одной женщиной я прожил жизнь или с десятью, а – как я прожил? Сколько душ человеческих раздавил и поработил я или – сколько освободил, пред сколькими раздвинул узкие рамки жизни и сколько дал людям радости – не грубо животной – а настоящей, человеческой радости, которая получается от сознания гармонии жизни и личной свободы человека и красоты его души…”

Дать радость другому человеку, приобщиться вместе с ним к гармонии жизни было для него важнее всего. Но путь к гармонии в личной и общественной жизни был труден и тернист.

Во имя прекрасного Человека будущего Горький допускает возможность гибели множества обыкновенных людей, возможность жертвы борцов за революционное преобразование мира. Ведь так велика цель – грядущее единение людей в обществе, лишенном пороков. Писатель не обращал внимания на предупреждения: “Что… если часть этих (пролетариев), убежденные самим Горьким, что они – Абсолюты, захотят подобно “человеку из подполья” Достоевского – по своей воле пожить и поставят себя превыше всех людей, в том числе и самого Горького?” “В революции – ничего для мечты. …Битой посуды будет много, но нового здания не выстроится”. Но Горький не слышал. Очень трудно было отказаться от своей надежды и веры.

Многим тогда представлялось, что революционный путь – единственно возможный для достижения счастья на земле. Но нельзя изменить внешний мир, общество, не изменив внутренне человека. Горький, в отличие от большевиков, это понимал и связывал революцию с творческой волей людей. Однако итоги реальной революции он печально оценил в “Несвоевременных мыслях”: “Совершилось только перемещение физической силы, но это перемещение не ускоряет роста сил духовных”.

Бессильный обуздать большевиков, развязавших кровопролитие, подавлявших любые проявления свободы, разочарованный в своих несостоявшихся надеждах на интеллигенцию и культуру, Горький должен был либо поверить в какую-то третью силу, способную вывести страну из тупика, либо оказаться в “пустыне неверия”. Раз народ не желает слушать внушений Разума и добровольно двигаться к социализму, надо проявить Волю. Эту Волю для многих олицетворял “вождь народов” Сталин. Горький пытался верить в Сталина, начавшего гигантские преобразования в стране, “стройки века”, индустриализацию и коллективизацию. “Здесь все кипит, все обжигает”, – восхищался писатель, посещая новые заводы и фабрики, колхозы-гиганты. “Быстро, необыкновенно быстро вырос в советской стране человек. И даже с большой буквы – Человек”. Конечно, он видел изможденные лица недоедающих рабочих, эшелоны, увозившие в Сибирь тысячи согнанных с земли крестьян, не-уклонный рост политических заключенных…

Сталинская тоталитарная система подминала, обездоливала, обезличивала миллионы людей. Ее жертвой стал и единственный сын Горького Максим – он был убит по приказу главы НКВД Г. Ягоды. Последние годы писатель живет, по его собственному признанию, “максимально горько”. Он пытался противостоять сталинскому режиму: мужественно осудил государственный террор, вел борьбу за судьбы писателей и ученых, протестовал против “вождизма” в литературе. Но скоро оказался в изоляции и полном одиночестве.

“Русский человек плохо живет, но он твердо верует, и когда его вера разбита, он умирает”.

Судьба Горького, его противоречивая личность, его заблуждения и прозрения отразили сложное время на переломе эпох. И не всегда его влияние, писательское и человеческое, было благотворным. И все же сегодня мы благодарны Горькому за его искреннее стремление “поддержать восстающего”, пробуждать активное отношение к жизни, за его неустанный призыв к поиску идеала.

 

 

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще