Писать об одном из крупнейших татарских драматургов, каковым является Тази Гиззат, очень ответственно и невероятно трудно. На его драматургии выросло несколько поколений прекрасных татарских актеров, режиссеров и, конечно же, зрителей. Многие пьесы Т.Гиззата и сегодня с большим успехом идут на сценических подмостках. А кроме того, он был одаренным актером, неплохим режиссером и, что особенно ценно, талантливым организатором театрального процесса. Такое триединство встречается нечасто. А потому возьму на себя смелость напомнить ряд событий из личной и творческой биографии драматурга, способствовавших становлению его таланта и до последнего времени выпадавших из поля зрения исследователей его творчества.
Родился Тази Гиззат 15 сентября 1895 года в семье батрака и практически рос без отца. Сначала Калимуллу-абы осудили на два года за самовольную порубку высохших деревьев в лесу, принадлежавшем елабужскому помещику Ф.Стахееву, а после революционных событий 1905 года, в которых отец Тази Гиззата принимал самое активное участие, Калимулла-абы провел в царских тюрьмах еще семь лет. Словом, местное медресе, куда отец привел старшего сына, тот так и не окончил. Вместо этого он пас скот, рубил дрова, подрабатывал в мечети. На что-то ведь надо было жить и помогать матери поднимать младших братьев.
Наделенный от природы отзывчивой душой, Т.Гиззат близко к сердцу принимал человеческие страдания, социальную несправедливость. Возможно, именно это и послужило своеобразным толчком к творчеству. Еще в юности он начинает сочинять песни, баиты, сказки. Героями его первых произведений были простые, обездоленные люди: погибшая в огне пожара бабушка – кураистка, бедный сельский парень Жигангир и его возлюбленная Хобиниса, заблудившийся и замерзший во время бурана Фахретдин и другие. Гиззат был и их первым исполнителем. Это был его театр. Театр одного актера.
В мае 1920 года в жизни Т.Гиззата, красноармейца татарского полка, дислоцированного в Казани и готовящегося к отправке на польский фронт, происходит важное событие. Его направляют на учебу в Первую татарскую музыкально-драматическую студию, которая была организована в Самаре на базе Заволжского военного округа. Руководителями студии были Карим Тинчурин и Зайни Султанов. Здесь же преподавали и деятели русского театра – академик Дусов, профессор Толбузин, известный киноактер Дикарханов, балетмейстер Аладинская и другие. Тази Гиззат зачисляется на актерское отделение. Однако параллельно с этим он начинает осваивать и основы режиссерской профессии.
Кроме того, вместе с товарищами по студии ему приходилось с оружием в руках защищать город от разъяренной банды Сапожникова, пытавшейся штурмом взять Самару. Именно в этот период, в перерывах между учебой и боями, Т.Гиззат напишет свою первую пьесу “Несчастная семья”. Как “никуда не годная” она будет отвергнута директором студии З.Султановым. Отрицательный ответ получит он и на свои первые стихи, отправленные в армейскую татарскую газету “Красный мир”. Однако эти неудачи не сломили молодого целеустремленного автора. После окончании студии, проработав год в Оренбурге, Т.Гиззат будет приглашен своим учителем К.Тинчуриным в качестве актера в Казань, в Татарский государственный драматический театр им.Октябрьской революции. Здесь он напишет пьесу “Серебряная монета” и сам осуществит ее постановку. Позже на основе этой пьесы Т.Гиззат создаст свою знаменитую драму “Искры”.
По завершении театрального сезона 1922/23 гг. Т.Гиззат переезжает в Симбирск. Этому способствовали два обстоятельства. Во-первых, работая еще в Казани, он неоднократно приглашался на постановки в Симбирский татарский театр. А во-вторых, молодая жена Т.Гиззата, обаятельная и жизнерадостная Малика Тухватуллина, ожидавшая в тот момент первенца, была родом из Симбирска. Там жили ее родители, братья и сестра. После рождения первого сына Узбека (впоследствии Малика подарит драматургу еще двух сыновей, Казбека и Рубина) она во всем помогает мужу – переписывает по ролям его пьесы, суфлирует актерам, собирает по домам необходимый реквизит. Иногда Малика выходила даже на сцену – например, когда надо было подменить заболевшую актрису.
Симбирский период творчества Т.Гиззата будет ознаменован созданием трех новых пьес. Он сам осуществит их постановку и сыграет главные роли. Особым успехом у зрителей пользовался спектакль “Проклятая печать”. По жанру это историческая драма, повествующая о том, как, отступая из Ферганы, Бабур-хан вынужден был оставить своего грудного сына, успев лишь поставить на правой руке младенца свою ханскую печать. Мальчик будет подобран и взят на воспитание туркменскими крестьянами. Спустя годы 18-летний юноша отправляется на поиски отца и оказывается в Индии. Здесь он знакомится с дочерью хана Бабура. Молодые полюбят друг друга. Однако хан, возмущенный дерзостью простого юноши, приказывает схватить его и казнить. Потом он идет на место казни и узнает на правой руке обезглавленного юноши собственноручно поставленную печать…
В Симбирске же написана и впервые поставлена знаменитая музыкальная драма Тази Гиззата “Наемщик”. Кстати, в первоначальном варианте это была комедия, рассказывающая о том, как мулла, спасая от призыва в армию своего сына, нанимает для этой цели деревенского батрака по имени Батыржан. Однако в процессе работы над пьесой драматург значительно усилил социальное звучание темы закрепощения крестьян. Появятся в ней и новые действующие лица. Таким образом, из музыкальной комедии “Наемщик” перерастет в драму. Но это произойдет уже после того, как Т.Гиззат окажется в Елабуге и возглавит там кантональный татарский театр. Это произойдет осенью 1925 года.
В середине двадцатых годов над всей территорией Елабужского кантона витала некая театральная аура. Помимо татарского театра здесь действовали два армейских театра, русская, марийская и удмуртская труппы, а также восемь волостных театров и свыше семисот деревенских и школьных театральных коллективов. Спектакли игрались на русском, башкирском, марийском, чувашском, удмуртском, а также латышском, чешском, немецком и других языках. “Театральные представления имеют громадное значение в жизни мусульман, – отмечала Н.К.Крупская после посещения в июле 1919 года ряда уездов Казанской губернии, в том числе и Елабуги. – Спектакли в мусульманских деревнях ставятся теперь повсюду”.
Однако с переходом к нэпу и последующим сокращением государственного финансирования театров начался обратный процесс… На грани закрытия оказался и Елабужский татарский театр. Спасти положение и должен был приезд Тази Гиззата, которому, в конечном счете, удалось не только сохранить театр, но и возродить его былую славу.
В Елабуге им были написаны драма “Красный ястреб”, рассказывающая о судьбе 17-летнего паренька, добровольно вступившего в Красную Армию и погибшего от руки родного отца, пьеса “Аптрахим”, посвященная теме Осоавиахима, и деревенская комедия “На берегу реки”. Здесь же, как уже сказано, им будет переработана и вновь поставлена пьеса “Наемщик”. Слух о хорошем спектакле в Елабуге быстро долетел до Казани. И вскоре “Наемщик” был поставлен режиссером С.Валиевым-Сульва на сцене ТГАТ им.Г.Камала. А несколько позже на его основе в содружестве с композитором С.Сайдашевым будет создан и оперный вариант “Наемщика”.
Вся многолетняя и многогранная творческая деятельность Т.Гиззата была направлена на создание своего театра. И надо отдать ему должное – он достиг своей цели. Театр Тази Гиззата был, есть и будет. Нам же не мешало бы позаботиться об увековечении памяти выдающегося деятеля татарского театра. И для начала восстановить уничтоженную какими-то вандалами мемориальную доску на доме №4 по улице Островского, в котором Тази Гиззат долгие годы жил и творил.
Фарит ХАБИБУЛЛИН.