Так тепло и трогательно был назван вечер памяти выдающегося татарского композитора Фарида Яруллина, которому в этом году исполнилось бы 90 лет. Вечер в Государственном Большом концертном зале им. С.Сайдашева завершил целую серию юбилейных мероприятий, которые прошли в Казани, Мамадыше и других городах республики, а также в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе.
Имя этого музыканта и мужественного воина, павшего в бою с фашистами, когда ему не было и тридцати лет, навсегда вошло в историю музыкальной культуры Татарстана и России. Им написано немало инструментальных и вокальных сочинений, обогативших национальную музыкальную палитру, но прежде всего Фарид Яруллин известен как автор балета “Шурале”, который положил начало становлению татарского хореографического искусства и, оставаясь поныне его вершиной, вошел в золотой фонд отечественной балетной классики.
Балет “Шурале” давно перешагнул границы Татарстана. Им восхищались в Москве и Ленинграде, Одессе и Киеве, Софии и Бухаресте. А музыка его настолько интонационно богата и выразительна, что трогает сердца слушателей даже в концертном исполнении. Именно так звучала она в Канаде, Германии, Голландии, Турции, Японии. А недавно немецкая фирма “Амквист” решила издать партитуру “Шурале” и записать его музыку в исполнении одного из лучших оркестров Европы.
Выступивший на вечере министр культуры Татарстана Ильдус Тарханов напомнил о заслугах Фарида Яруллина и огласил письмо Союза композиторов России. В нем, в частности, говорится: “Несмотря на короткую жизнь Фарида Яруллина, его творчество составляет одну из самых ярких страниц многонациональной музыки страны… Композиторы России глубоко чтут память выдающегося музыканта Татарстана”.
Концерт из произведений Фарида Яруллина, исполненных в этот вечер мастерами искусств Татарской государственной филармонии им. Г.Тукая, позволил вновь насладиться самобытной и талантливой музыкой композитора. Приятным сюрпризом стало первое исполнение арии главного героя не завершенной Фаридом Яруллиным оперы “Зульхабира”. Сохранились лишь наброски этой арии. Ее дописал, бережно сохранив стиль Фарида, его младший брат, тоже композитор, Мирсаид Яруллин. А спел известный татарский и башкирский певец Идрис Газиев. В исполнении Ларисы Масловой и Юзефины Сокольской прозвучала соната для виолончели и фортепьяно, написанная Фаридом Яруллиным в годы учебы в Московской консерватории. Яркое впечатление оставила исполненная Рафаэлем Сахабиевым последняя песня Фарида Яруллина “На смертный бой!”, написанная перед отправкой на фронт в содружестве с Мусой Джалилем. А романсы “Цыганка” и “Не пой, красавица…” на стихи А.С. Пушкина прекрасно спели Резеда Галимова и Идрис Газиев.
Фронтовые письма Фарида Яруллина органично вошли в программу вечера. Мужественный воин-патриот, готовый отдать жизнь за Родину, любящий сын, муж и отец – таким предстает в них Фарид Яруллин. Они же поведали нам, как тосковал он по своим родным – отцу, жене Галине и Наилюшечке – так ласково называл он свою дочурку. Из писем мы узнаем также, что и на фронте Фарида Яруллина не оставляли мысли о судьбе балета “Шурале”. “Как бы мне хотелось увидеть его на сцене. Хотя бы одним глазком… Музыка его во мне и всегда со мной”, – признавался Фарид в одном из последних писем к жене.
Музыка из балета “Шурале” в великолепном исполнении Государственного симфонического оркестра Татарстана, которым дирижировал Рустем Абязов, стала подлинным украшением этого незабываемого вечера. А увенчала его трогательная, щемящая душу баллада о Сююмбике. Она же звучала в записи и над могилой композитора, которую спустя сорок лет после его гибели разыскал Мирсаид Яруллин.