На днях в Татарском академическом театре имени Г.Камала прошел вечер памяти режиссера Дамира Сиразиева, которому в эти дни исполнилось бы 50 лет.
На вечере были показаны отрывки из его спектаклей, а также состоялось вручение ежегодных премий имени Д.Сиразиева, учрежденных фондом “Джиен” за достижения в области театрального искусства. Среди нынешних лауреатов – ректор Казанского университета культуры и искусства Рифкат Юсупов, народный художник Татарстана Сергей Скоморохов, молодой режиссер Рамиль Фазлиев и другие.
На вечере с воспоминаниями о Дамире Сиразиеве выступили его друзья, коллеги, однокашники. К их числу принадлежала и актриса Фирдаус Хайруллина, к сожалению, не дожившая до выхода своей книги “Ностальгия”, где она посвятила Дамиру Сиразиеву, режиссеру и человеку, отдельную главу. Сегодня мы предлагаем небольшой отрывок из этой книги.
Дамир был как стихия. Его можно сравнить с бушующей морской волной. Она и пугает тебя, и одновременно притягивает, увлекая за собой все выше и выше… Его мятежная душа не знала покоя, толкая на самые дерзкие, неожиданные поступки. Мощная энергетика Дамира передавалась каждому, кто общался, соприкасался с ним даже мимолетно. Пройти мимо него и не заметить было невозможно. Талантливым людям свойственна особая привлекательность, какая-то тайна, которую хочется разгадать. А Дамир был талантлив во всем. В том, как он работал на сцене, читал стихи, играл на гитаре, любил… Дамир всему отдавался страстно, со всей свойственной его натуре одержимостью. Он торопился жить.
У каждого поколения камаловских актеров свои режиссеры. Для одних это Марсель Салимжанов, для других – Фарид Бикчантаев… Нашим режиссером был Дамир Сиразиев. Мы благодарны ему за эти незабываемые, счастливые мгновения совместного творчества, за долгие репетиции в поте лица, за бессонные ночи, проведенные в спорах, раздумьях о театре, творчестве.
После его неожиданного ухода из театра мы почувствовали себя одинокими, потерянными. Хотелось удержать его, вернуть… И до последнего мы ждали, надеялись – он вернется, и все станет по-прежнему, мы снова будем работать, творить. Мы, артисты и друзья Дамира, принимали его таким, какой он есть, – дерзкий, импульсивный. Его стихией была любовь. Дамир умел любить. И его любили…
Если бы он поставил только один спектакль “Плаха” по роману Чингиза Айтматова, то все равно оставил бы след в истории татарского театра. Однако за свою короткую жизнь Дамир успел сделать очень многое – и на камаловской сцене, и в других театрах. Надолго останутся в памяти и созданные им совместно с композитором Масгудой Шамсутдиновой музыкальные представления – “Магди”, посвященное 1000-летию принятия ислама, и “Легенда о Сююмбике” – в память о защитниках Казани. Он взбудоражил театральную жизнь изнутри – своими идеями, неуемной фантазией… И все же ему было тесно только в рамках своей профессии. Ему хотелось быть причастным ко всему, что происходит вокруг. В бурные девяностые годы Д.Сиразиев активно участвует в борьбе за татарстанский суверенитет, в числе первых его выбирают народным депутатом. В эти же годы он совершил паломничество в Мекку.
Превыше всего Дамир ценил творческую свободу. Он мечтал открыть свой театр, чтобы заниматься любимым делом и ни от кого не зависеть. Это и послужило причиной его ухода в бизнес. Новое время диктовало свои правила игры. Судьба испытывала Дамира на каждом шагу, била, хлестала. И противостоять этим ударам было все труднее и труднее. Иногда человек сам торопит свою судьбу.
В житейской суете мы часто не успеваем сказать что-то очень важное, подбодрить близкого человека добрым словом, улыбкой… Это позднее раскаяние как продолжение мыслей о Дамире. Они не дают покоя.