Многоликое Дальнее Устье

Наша редакция продолжает конкурс на лучшее знание прошлого столицы Татарстана, посвященный тысячелетию Казани.

Наша редакция продолжает конкурс на лучшее знание прошлого столицы Татарстана, посвященный тысячелетию Казани. На этот раз мы проанализируем ответы читателей на вопрос пятнадцатого тура нашего интеллектуального соревнования (см. “РТ” №231-232 от 20 ноября 2003 г.).


“Лас-Вегас” на Волге


При внимательном знакомстве с фотографией у многих читателей, как свидетельствует редакционная почта, возникли ассоциации с американскими вестернами – фильмами о “Диком Западе” времен колонизации европейцами Северной Америки. Действительно, обращает на себя внимание необычность архитектуры зданий, подобных которым в Казани сегодня нет: обилие небольших крылечек, миниатюрных балконов, галерей, броских рекламных вывесок. А вокруг – конные экипажи, телеги, лотки для торговли. Вывески сообщают, что в зданиях располагается множество номеров (имелись в виду гостиничные), парикмахерских, аптекарских магазинов, пивных лавок. Словом, жизнь бьет ключом. В самом деле: чем не бурлящая “ковбойская” реальность?


Где же был сделан этот снимок? Понятно, что не в центре Казани. Во-первых, улицы столь “легковесной” архитектуры там не было. Во-вторых, дома выполнены из дерева, а в центральной части города уже в первой половине XIX века после серии крупных пожаров деревянное строительство было запрещено. Следовательно, мы имеем дело с одной из слобод или окраин. На снимке есть подсказка: вдоль улицы можно разглядеть рельсы. Ясно, что Академическая и Ягодная слободы с их полусонным ритмом жизни к разгадке отношения не имеют. Не похожа фотоиллюстрация и на сугубо пролетарские Суконную и Пороховую слободы.


После анализа краеведческой литературы большинство конкурсантов пришли к логическому выводу, что перед нами – улица вдоль пароходных пристаней. Именно там находились многочисленные гостиничные и увеселительные заведения, услуги которых в большом количестве “потребляли” отдыхающие и путешествующие туристы. Однако мнения читателей разделились относительно того, где эти пристани расположены. Дело в том, что в дореволюционной Казани они были в двух местах – на Казанке в Адмиралтейской слободе (так называемое Ближнее Устье) и в двух километрах южнее, на Волге (Дальнее Устье). В современной литературе в представлениях о них возникла путаница. Данную фотографию, например, в книге “Казанский ретро-лексикон” (Казань, 2002. С.390) сопровождает подпись: “Балаганы у Петрушкина разъезда”. Но это неверно.


Расставить все по своим местам помогает иллюстрированный первоисточник – “Спутник по Казани” профессора Н.Загоскина. В нем говорится, что Ближнее Устье в районе Петрушкина разъезда являлось всего лишь весенней грузовой пристанью. Оно использовалось, когда происходил разлив Волги и затапливались прилегающие луга. А вот Дальнее Устье размещалось на Волге около устья Казанки вниз по течению Волги и функционировало после спада большой воды в течение остального теплого времени года.


Известно, что в третьей четверти XIX века большую популярность приобрели волжские путешествия и поездки на загородные дачи. Не только состоятельные, но и рядовые граждане стремились провести свой отдых на речных просторах. Естественно, развивался и сопутствующий туризму бизнес.


Наши постоянные авторы – члены семьи Григорьевых проницательно заметили, что пассажиропоток по Казанке был слишком мал для “оснащения” на Ближнем Устье столь густонаселенной улицы, которая изображена на фотографии. Вот почему можно смело делать вывод, что перед нами именно Дальнее Устье. Это же подтверждают и рисунки в книге Загоскина.


“Речные ворота” города


Какова же история городских пристаней? Известна “Приговорная грамота” казанского воеводы князя Григория Булгакова о пошлинах с торговых людей за склад товаров на земле Зилантова монастыря за 1585 год. Пристань в то время размещалась на берегу Казанки неподалеку от Зилантовой горы, на которой размещался мужской Зилантов (Успенский) монастырь. Из грамоты можно узнать не только о величине пошлин, но и о разных типах судов, ходивших в те времена по Волге. Интересно отметить, что русло Казанки перекрывалось монахами цепью – таким образом контролировался проход судов к пристани.


До 1840-х годов пристань оставалась на Казанке в шести верстах от Казани ниже по течению. Называлась эта пристань Бакалдой – от татарского “бакылдау”, что значит “квакать”. В 1849 году было завершено строительство Адмиралтейской дамбы, которая связала центр Казани (от ул.Успенской, ныне – Кирова) с Адмиралтейской слободой (ул.Московская, ныне – К.Цеткин), а затем по Новомосковскому тракту – и с устьем Казанки. Именно с этого времени и ведет отсчет история новых (летних) пассажирских пароходных пристаней, получивших название “Дальнее Устье”.


Дальнее Устье было связано с Казанью не только дамбой через Адмиралтейскую слободу, но и шоссейной дорогой (через заливные луга), которая выходила к Посадской улице (ныне – Т.Гиззата). Первоначально сообщение с Казанью поддерживалось с помощью гужевого транспорта – телег, пролеток, карет. До Казани надо было проехать около семи верст, так что город лишь номинально назывался волжским. Неудивительно, что некоторые казанские старожилы умудрялись годами не видеть Волгу.


Между тем жизнь на Дальнем Устье кипела с весны до поздней осени. На рубеже XIX-XX веков на Дальнем Устье было уже три улицы и ряд крупных складских помещений. О длине казанских волжских пароходных пристаней можно судить по тому, что конка (а позднее и трамвай) делали на них три остановки. Общая протяженность пристаней составляла около полутора километров. Каждое пароходство стремилось заиметь здесь собственный причал. А пароходств на Волге и Каме было много. Основными среди них были общества “Самолет”, “Кавказ и Меркурий”, “На Волге”, М.Кашина, И.Любимова, А.Зевеке, братьев Каменских.


Между Волгой и озером Долгим образовывалась целая жилая слобода. Была построена и церковь – в честь Казанской иконы Божией Матери, получившая соответственно название Казанской. Были открыты также почтово-телеграфное отделение с телефонной станцией, отделение городской больницы, аптека, станция спасения на водах, конторы члена городской управы по весовому сбору и биржевого маклера. На пристани работало отделение казанского книжного магазина братьев Башмаковых (лучшего в Казани, имевшего отделения в Санкт-Петербурге и Москве), продавались газеты. Славилась казанская волжская пристань и фруктовым базаром.


Наконец, 2 октября 1875 года была открыта конно-железная дорога, которая соединила по Адмиралтейской дамбе Толчок (рынок около Гостиного двора, ныне – начало улицы Чернышевского) с пароходными пристанями на Волге. Стоимость проезда внутри вагона составляла 20 копеек, а на открытой площадке (империале) – 8 копеек. Время в пути составляло около 45 минут. Интервал движения – 10 минут. Еще позднее, в начале XX века, вместо конки до Устья пустили трамвай.


От меценатов и великих – до небытия


Несколько слов о рекламах на фотографии. На первом слева доме видна вывеска “Пивная лавка “Булыгин и сын”. Василий Булыгин был потомственным почетным гражданином, гласным губернского земства, почетным членом Казанского губернского попечительства детских приютов. Он жертвовал немало средств на строительство и ремонт казанских церквей, выделил деньги на покупку дома для общины сестер милосердия российского общества Красного Креста. Владел пятью винокуренными, лесопильным, маслобойным и пивоваренным заводами.


На следующем доме – на фасаде, торце и крыше – видны надписи “Восточная Бавария”. Эта фирма выпускала одноименную марку напитка, принадлежала поочередно известным казанским семействам Александровым и Петцольдам.


На фотографии видны керосиновые фонари, рельсы. Но электрических проводов на телеграфно-телефонных столбах не видно, отсутствует и токосъемный провод трамвая (на фотографии – рельсы конки). Следовательно, электричества в момент, когда была сделана фотография, еще не было, и снимок мог быть сделан до XX века или в самом его начале. Определить нижнюю хронологическую границу сложнее. Фирма “Булыгин и сын” появилась в третьей четверти XIX века, а пивная “Восточная Бавария” – в 1892 году. Следовательно, снимок был сделан в последнее десятилетие XIX века.


Многие известные люди путешествовали по Волге, а следовательно, и ходили по улице, которая изображена на фотографии. Эта мостовая “помнит”, как по ней ступали многие царствующие особы от Петра I до Екатерины II, а также Александр Дюма, всемирно известный бас Федор Шаляпин, москвич Владимир Гиляровский, петербуржец Всеволод Крестовский.


Вот что писал Максим Горький в “Моих университетах” о казанских пристанях: “Чтобы не голодать (после ухода из семьи Евреиновых. – Ред.), я ходил на Волгу, к пристаням, где легко можно было заработать 15-20 копеек. Там среди грузчиков, босяков, жуликов я чувствовал себя куском железа, сунутым в раскаленные угли, – каждый день насыщал меня множеством острых, жгучих впечатлений. Там предо мною вихрем кружились люди оголенно-жадные, люди грубых инстинктов, – мне нравилась их злоба на жизнь, нравилось насмешливо враждебное отношение ко всему в мире и беззаботное к самому себе… Профессиональный вор Башкин, бывший ученик учительского института, жестко битый, чахоточный человек, красноречиво внушал мне:


– Что ты, как девушка, ежишься, али честь потерять боязно? Девке честь – все ее достояние, а тебе – только хомут. Честен бык, так он – сеном сыт!”


После 1917 года пристани Дальнего Устья продолжали исправно функционировать. В дни борьбы между “красными” и “белыми” за золотой запас России этот район Казани оказался одним из эпицентров ожесточенных боевых действий. Именно с Дальнего Устья караваном пароходов белогвардейцы вывезли из Казани часть несметных царских сокровищ.


Дальнее Устье активно функционировало до начала 1950-х годов, когда ниже по течению Волги был построен один из крупнейших на Волге речных портов. А в 1956 году после заполнения Куйбышевского водохранилища Дальнее Устье ушло под воду. Местные старые дома и постройки к тому времени были разобраны…


В заключение сообщим, что правильные ответы на вопрос пятнадцатого тура прислали казанцы И.Валиуллин, Б.Милицын, Р.Сафин, И.Якутов, набережночелнинец Б.Канеев, жительница лаишевского села Емельяново А.Семенова. Отдельно хочется выделить компетентные подробные послания казанских эрудитов Тамары Куклиной и семьи Григорьевых – преподавателей казанских вузов и их сыновей-студентов.


Напоминаем, что присоединиться к участию в конкурсе никогда не поздно. Наиболее активных знатоков старины ждут призы.


Подготовил


Андрей ЛЕБЕДЕВ.


Фото из коллекции Абдуллы Дубина и Бориса Милицына.


ВОСЕМНАДЦАТЫЙ ТУР









А теперь – две очередные фотозагадки. Читателям необходимо назвать место и приблизительное время, изображенные на снимках.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще