Галина Семеновна Ишкова пришла в Качаловский театр, когда на его сцене работали еще такие мастера, как В.Павлова, Л.Шмидт, Е.Лисецкая, В.Улик, Н.Алексеева. Будучи к тому времени уже заслуженной артисткой России, имея за плечами опыт работы в четырех театрах, множество сыгранных ролей, в том числе и таких крупных, как Луиза Миллер и принцесса Эболи, арбузовская Таня, Параша, Глафира и Снегурочка в пьесах А.Островского, она почувствовала себя поначалу робкой ученицей: перед первым выходом на сцену волновалась так, что “вспомнить страшно”.
Войти в новый коллектив со сложившимися традициями, определенной манерой сценического поведения, сильным чувством ансамбля даже опытному актеру непросто. Работу казанских мастеров отличала уверенность старой актерской школы; выходя на сцену, они чувствовали себя ее хозяевами, самостоятельными и независимыми в решении образа, и режиссура вынуждена была с этим считаться. Но именно это чувство ансамбля, на котором были воспитаны актеры Качаловского театра, и помогло Галине Семеновне легко войти в коллектив. Ведь иметь на сцене чутких партнеров – это, по меньшей мере, половина собственного успеха.
И тем не менее работать было трудно. Ее предыдущий репертуар формировался в основном из ролей лирико-драматического плана, она играла героинь. Первые же ее роли в Казани потребовали конкретной и яркой характерности. Это – Поля в “Бане” В.Маяковского, Ольга Носова в “Традиционном сборе” В.Розова, Рокия в “Без ветрил” К.Тинчурина, Притыкина в “Варварах” М.Горького. И актриса достойно справилась с новым для нее амплуа. В каждой из этих ролей она была необычайно органична и вместе с тем узнаваема, ее героини словно пришли с улицы – со своей манерой общения, своими оценками… Тонко и точно умела Галина Семеновна подчеркнуть в решении образа и время действия, и национальность своей героини.
Ролей подобного плана Ишкова переиграла не один десяток – в пьесах М.Рощина, Э.Володарского, А.Вампилова. Чем-то схожие между собой, ибо все ее героини жили и воспитывались в советское время, каждая из них, тем не менее, имела свой особый характер и взгляд на мир, свою шкалу ценностей и меру понимания добра. Актрисе Ишковой свойственна трезвость суждения – и об окружающих людях, и о своих героинях. Она не склонна преувеличивать их достоинств, понимая, что каждый человек соткан из противоречий. Потому ее героини всегда неоднозначны: в иных обстоятельствах они могут быть и некрасивы, и неприятны, но вот повернулась к ним жизнь другой стороной – и вдруг видишь, что тот же человек, оказывается, может быть и добрым, и чутким.
Довольно много играла Ишкова в классике, преимущественно русской: уже упомянутая Притыкина в “Варварах”, Домна Пантелеевна, Глумова и Фоминишна в пьесах А.Островского, Тафаева в “Обыкновенной истории”, Анна Павловна в “Живом трупе”, Фекла в “Женитьбе” Н.Гоголя, Ислаева из “Месяца в деревне” И.Тургенева. И всюду она была убедительна и точна в выборе средств, в умении передать стиль автора и приметы времени.
Умеет Галина Семеновна придать своим героиням аристократический блеск, изысканность манер, не в ущерб при этом внутренней стороне образа, сложности человеческого характера. Пример тому – одна из последних по времени ролей актрисы – мадам Вернье в спектакле “Тайна дома Вернье” по повести Агаты Кристи. Виртуозное мастерство продемонстрировала актриса, создав в достаточно скромном драматургическом материале значительный по глубине чувств образ – женщины волевой, привыкшей к поклонению и подчинению, и вместе с тем – страдающей и безумно одинокой. И все же образы современниц, простых советских женщин, особенно удавались актрисе. Смешные и нелепые, отчаявшиеся и отчаянные, карьеристки и честные труженицы, хитроватые и добродушные, наивные и самоотверженные – все они воспринимаются сегодня как некий собирательный образ, передающий противоречия нашего общества и нашей истории.
Талант Ишковой по природе своей глубоко народен, корнями своими связан с истинно народным пониманием жизни, ее истоков, ее смысла, и потому в таких ролях она необыкновенно убедительна и органична. Столько наивной и хитроватой мудрости в ее бабке из “Семейного портрета с посторонним”, что она невольно становится центром спектакля, именно через нее зритель постигает всю абсурдность не только происходящего на сцене, но и всей нашей жизни. Надолго осталась в памяти зрителей и ее Голда в “Поминальной молитве” Г.Горина. Было в ней что-то от библейской Сарры: и безграничность терпения, и смирение, и бунт, и вера. И все это актриса сумела передать чрезвычайно скупыми средствами, не прибегая к аффектации.
Тридцать шесть лет служения качаловской сцене, около ста сыгранных ролей, пополнивших фонд достижений казанского русского театра, который создавался ее великими предшественницами и предшественниками. В творчестве Галины Ишковой – продолжение тех же традиций, такого же, святого отношения к театру.
Юрий БЛАГОВ.