Михаил Кузьмич Нефедов родился в 1936 году в Седмиозерской пустыни. Отец художника, человек практического склада ума, долго не позволял сыну учиться в художественной школе, так как не считал “художество” серьезной профессией. “Все равно буду художником” – эту надпись юный Михаил вырезал на ножке письменного стола. Только тогда отец понял, что сын не отступит…
Интересно, что в свое время М.Нефедов давал уроки рисования Константину Васильеву. А профессиональное художественное образование Нефедов получил на художественно-графическом факультете института им. Абая в Алма-Ате. Там же в 1963 году прошла его первая персональная выставка.
С 1983 года Михаил Нефедов – член Союза художников России. Постоянно участвует в местных, республиканских, всероссийских, международных выставках. Его картины расходятся по всему миру. С возрождением Раифского монастыря под Казанью связан “философский” период в творчестве художника. Несколько лет назад в Казани прошли две его выставки. Это – “История в полотнах” и выставка, посвященная 10-летию возрождения Раифской обители, на которых мне удалось побывать.
Тогда-то меня и поразили открытость художника высшему плану бытия, какая-то бесшабашная честность, солнечность души, которые он и передает через создаваемые образы.
На его полотнах – монастыри и храмы, городские улицы и речки, иконы, жанровые картины, портреты, пейзажи – итог 40-летнего бытия человека в искусстве.
Идеалы и ценности
За чашкой чая в мастерской художника мне удалось выяснить то, что он ценит, к чему стремится, что волнует художника в современном непростом мире. А волнует его религиозно-этическое мировоззрение современника. Он считает, что современная эпоха “поворачивается лицом к истории”, а люди “не знают прошлого”.
Через возрождение, покаяние, возврат к себе возможен поворот к первичному, подлинному бытию человека в мире, без ложных масок. Каждая эпоха выдвигает свои идеалы. Идеал сегодняшнего “героя нашего времени” еще только формируется. Однако его основные черты, считает Нефедов, заложены классиками русской литературы “золотого” XIX века. Это – серьезный ум, порядочность, интеллигентность, честность, религиозность.
Церковь призвана воспроизводить духовные ценности, восстанавливать связь времен, создавать мир и гармонию в каждой отдельной человеческой душе. Именно поэтому она имеет потенциальную возможность двигать общество вперед.
Почему мы живем хуже, чем могли бы? Причина в нас самих, в нашем несовершенстве и несоответствии божественному замыслу. Страх перед человеком, наделенным земной властью, оказался выше страха Божия, он засел в генах, считает художник.
К сожалению, исконный дух России занимает сегодня скорее выжидательную, пассивную позицию, будто ждет своего часа. Русь православная, словно белая лебедь из сказки, на прощание машет крылом: “Я есть у Тебя, Господи!”
Когда же воскреснет удаль русская, когда преобразится душа и полетит на зов, доносящийся из глубин веков земли нашей?
Идут летучие бригады.
Сквозь толщу туч Твой луч проник.
Разрушит древние преграды
Греха рожденья первый крик.
Когда придут Отца отряды,
Наскучит слов земной мотив
И возродится звук монады,
Распад души предотвратив…
Пространство истории
“Я не иллюстрирую православие, – говорит художник. – Не учу, а возбуждаю интерес молодежи к истории”.
История России представлена полотнами “Смерть Дмитрия”, “Марфа-посадница”, “Петр I”, “Княгиня Ольга”, “Яблоко раздора” и др.
У Нефедова это – светлая, радостная, добрая, языческая, несколько сусальная сказка о прошлом Руси. Древняя мифология, христианство и язычество всегда существовали здесь в единстве. Это оказало влияние и на праздники, и на простонародный быт россиян.
Молодой размах, задорность Петра, держащего в руках корабль – модель будущего российского флота; непоколебимость и заступничество гордой княгини Ольги, гостеприимство и домовитость Марфы-посадницы – таковы исторические персонажи его картин.
Художник склонен изображать натуры цельные, характеры возвышенные. Жанровые картины композиционно выверены, сдержанны по колориту, графически точны, близки к фреске.
Художник считает необходимым возродить традиции русского искусства, русскую иконопись и реалистическую живопись. Даже художники школы Васнецова и передвижники, говорит он, были ближе к западноевропейской школе, чисто русского было в них мало. Да и теперь очень трудно не идти на поводу у Запада, у общества потребителей и обывателей, трудно не терять самобытности.
Время снова выдвигает на передний план гуманистическую роль искусства, которое становится средством воспитания и образования.
О зрителе
Нефедов считает, что хорошую картину объяснять не надо. Художник должен сам “втягивать зрителя вглубь холста”. А поскольку современный зритель, как правило, внутренне опустошен, необходимо искусственно возбуждать интерес, создавая интеллектуальную среду, способную воспринимать настоящую живопись. Нужно преодолевать несовместимость воображения зрителя с тем, что он видит на холсте. “Если один из тысячи зрителей поймет мою живопись, я буду рад”, – говорит художник.
Многие художники во все времена искали способ, как объединить пространство и время, как найти ариаднину нить связи времен, как передать в едином мгновении прошлое, настоящее и будущее. Ведь только в этом подлинном пространстве – времени может отразиться душа художника и, войдя в соприкосновение с душой зрителя, преобразить ее.
Такой способ был найден М.Нефедовым. Он применил его в своих жанровых картинах – фресках, объединив двумерность графики с пространством цвета.
Живопись и графика в синтезе дают новое, преображенное четвертое измерение, близкое старинной фреске. “Моя цель – сделать сказку, – говорит художник. – Синтезировать и преобразить пространство и время”.
По позвоночнику проходит боли ток.
Я думаю, всех нас рассудит Бог.
Он пишет в Книге жизни имена,
Связуя воедино времена.
…На двери дома, где живет художник, постоянно висит записка: “Я на этюдах у озера”. И это на самом деле так. Честность таланта – в его трудолюбии. Художник Нефедов всегда, пожизненно “на этюдах у озера”…
Татьяна ПАШАГИНА.
Стихи автора.