Международный архитектурный фестиваль «Экоберег» начиная с 2010 года поочередно проводился в Анапе, Зеленогорске, Сочи, Ильичевске, Москве, Баку, Нижнем Новгороде. В нынешнем году принимать у себя это знаковое событие удостоилась Казань.
На прошлой неделе в столице Татарстана собрались архитекторы и гости фестиваля из разных уголков России и из-за рубежа. Основной темой обсуждения стали проблемы реновации прибрежных территорий Волги, а также подведение итогов конкурса на лучшую концепцию реконструкции Волжской набережной мегаполиса от речного порта до Кировской дамбы.
В Центре современной культуры «Смена» были представлены работы, которые боролись за финальные призы. Стенды с эскизами просто завораживали – прекрасные набережные с прогулочными зонами для пешеходов, кафе, кинотеатры, пляжные комплексы, яхтенный порт, парящие сады и многое другое. Кто-то из конкурсантов сделал акцент на экологию, поставив вдоль берега ветряные установки и собиратели солнечной энергии, кто-то – на уникальную архитектуру.
Благодаря проведенному фестивалю Казань получила массу полезных идей по реконструкции волжской набережной от порта до Кировской дамбы. И у города есть выбор для дальнейшей практической реализации
Несмотря на оригинальность идей, жюри так и не присудило никому первое место. Задача, действительно, была сложной, так как волжская береговая линия отделена от остального города железной дорогой и автомагистралью. Соединить эту зону с центром – давняя мечта архитекторов, однако градостроительные нормы диктуют свои условия, которые нельзя игнорировать.
«Казань, в отличие от других поволжских городов, расположена на низком берегу, поэтому подтопление города было и будет – этот ключевой фактор во многом определяет развитие мегаполиса, – пояснил советник министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Николай Васильев. – Это необходимо было учитывать в конкурсных работах, как и то, что намывы около острова Локомотив сделали эту зону экологически неблагоприятной. И территории, где расположились красивые яхты, на самом деле становятся полуболотцами».
Олег ГРИГОРЬЕВ, первый заместитель директора Института генплана Москвы: | |
Практически по всему периметру Казанки, Волги, Булака, Верхнего Кабана неочищенные ливневые стоки попадают в открытые водоёмы, в составе этих стоков – нефтепродукты и многие другие вредные вещества. Это одна из серьёзных экологических проблем мегаполиса. |
Возводить сооружения без учета всех этих особенностей чревато серьёзными осложнениями, и на выходе можно получить обратный эффект. Член научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве РФ, советник Российской академии архитектуры и строительных наук Николай Гришин привел подобный пример, когда в Сочи был построен порт без учёта последующих проблем. В результате строительства было смыто 20 километров пляжей и образовались склоны, которые интенсивно разрушались. Поэтому пришлось срочно строить берегозащитные сооружения и набережные, в результате чего стоимость всех этих конструкций в разы превысила стоимость самого порта.
Первый заместитель директора Института генплана Москвы Олег Григорьев обратил внимание присутствующих на серьезную проблему Казани, без решения которой вся архитектурная красота не будет иметь смысла, – это отсутствие очистки ливневых стоков. Практически по всему периметру Казанки, Волги, Булака, Верхнего Кабана неочищенные ливневые стоки попадают в открытые водоёмы, в составе этих стоков – нефтепродукты и многие другие вредные вещества. Это одна из серьёзных экологических проблем мегаполиса. Причём некоторые очистные сооружения на точках сбросов неочищенных стоков уже невозможно построить, поскольку, как ни парадоксально, ранее сделано замечательное благоустройство, к примеру, Кремлевской набережной или набережной Кабана. Поэтому предварительно перед любыми прекрасными архитектурными новациями необходимо решать более приземленные вещи – такие как строительство очистных сооружений, – иначе эти проекты экологичными никак не назовешь.
В любом случае благодаря проведенному фестивалю Казань получила массу полезных идей по реконструкции волжской набережной от порта до Кировской дамбы. И у города есть выбор для дальнейшей практической реализации.