Кряшены не забывают о своих корнях

В Кайбицком районе Татарстана есть уникальное сельское поселение

«Сохранение обычаев и традиций – это красивый пример для молодых», – подчеркнул Альберт Рахматуллин, глава Кайбицкого района, пожалуй, самого молодого в Татарстане муниципального образования, отметившего в 2016 году 25-летие.

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

Фото: Ирина Демина

В Кайбицком районе Татарстана есть уникальное сельское поселение

 

kaibisi
Фольк­лорный ансамбль «Тэнкэлэр» – лауреат многих музыкальных фестивалей и конкурсов.

«Сохранение обычаев и традиций – это красивый пример для молодых», – подчеркнул Альберт Рахматуллин, глава Кайбицкого района, пожалуй, самого молодого в Татарстане муниципального образования, отметившего в 2016 году 25-летие.

 

А слова эти были произнесены во время празднования в 2013 году 400-летия села Большое Тябердино, входящего в состав Чутеевского сельского поселения. Оно объединяет два села: Чутеево – единственный в районе населенный пункт, где компактно проживают мусульманские татары-мишари, и собственно само Большое Тябердино, заселенное православными татарами-кряшенами. Село это находится всего в двух километрах от Комсомольского района Чувашии, к которому оно относилось в начале двадцатых годов прошлого века.

Мы в сопровождении главы Чутеевского сельского поселения Алексея Козлова побывали во втором селе.

 

ДОМОРОЩЕННЫЙ ДЕНЬ СЕЛА

Троица – престольный праздник прихожан Большого Тябердина, когда они отмечают введенную ими же дату – День села. В 2013-м в день Святой Троицы они отпраздновали не только 400-летие своего села, но и 100-летие со дня выхода распоряжения казанского губернатора о проведении в Большом Тябердине ярмарок. Впервые ярмарка была организована здесь в 1913 году, когда был получен самый высокий в местной истории урожай зерновых. Не прекращались регулярные торжища даже в голодные военные годы…

 


Сегодня в 165 дворах Большого Тябердина проживают около 600 человек. В начальной школе учатся 28 детей. Раньше было более 30. Детский сад рассчитан на 30 мест, но сейчас в нем 24 ребенка, хотя было время, когда стояли в очереди на место в этом дошкольном учреждении. Тем не менее по сравнению с другими кайбицкими населенными пунктами Большое Тябердино считается одним из самых многодетных


 

Сто лет спустя тябердинцы в День села возродили ярмарочную традицию. Сюда съехались земляки из разных уголков России. К примеру, на праздник со всей семьей приехал кандидат экономических наук, мастер спорта по боксу, полковник полиции Петр Платонов, у которого в этом селе проживают родители. Хозяев и гостей развлекали как мастера культуры всероссийского уровня, к примеру народная артистка РТ, заслуженная артистка РФ Лидия Ахметова, так и здешние звезды – фольклорный ансамбль «Тэнкэлэр» (в переводе с татарского – «Монетки»), лауреат многих музыкальных фестивалей и конкурсов.

 

ИЗ ЯЗЫЧНИКОВ – В ХРИСТИАНЕ

Василий Уткин, председатель совета ветеранов Чутеевского сельского поселения, староста села Большое Тябердино, почетный гражданин Кайбицкого района, – еще и увлеченный краевед. Много времени он провел в московских, чебоксарских и казанских архивах. И поведал нам о происхождении малой родины.

Сам он – уроженец этого села. Начинал здесь трактористом в колхозе «Мир». Затем был на комсомольской, партийной и профсоюзной работе, возглавлял сельсовет. На пенсию уходил с должности управляющего филиалом агрофирмы «Кубня» – предшественницы агрофирмы «Дуб­рава», которая в настоящее время действует в Чутеевском и соседних поселениях.

– В Центральном государственном архиве Чувашии имеется четырехтомная энциклопедия «Кубнянский край» (село Большое Тябердино находится у реки Кубни. – Авт.). Согласно ее данным, наша деревня появилась в конце XVI – начале XVII века. А крещение мы приняли в середине XVIII века – до того были язычниками. В этом заключаются нестыковки с численностью кряшен в прошлом. Было общеизвестным фактом, что язычники – это соседние с нами чуваши, поэтому многих кряшен официально записывали чувашами, а потом – татарами, принявшими православие…

 

 

На руках у Василия Сергеевича – посемейная опись (родословная) односельчан, которая велась с 1762 по 1925 год. Изначально в ней значатся чисто тюркские имена: на примере родословной семьи Уткиных – Темикей, его сын Савидер (тогда фамилий не существовало), которые после крещения стали именоваться Григорием и Иваном. Уткины в посемейной описи появились только в 1917 году.

Если углубиться в более древние времена, то, по словам краеведа, в 1552 году через здешний край прошло войско Ивана Грозного, и у его центрального полка на берегу реки Кубни была стоянка. Есть также сведения, что в 1445 году казанский хан Улуг-Мухамед начал исламизацию язычников и христиан. Непокорные сбежали из его ханства, основав в здешних краях два селения – Тобурданово и Сикасси. В конце XVI века потомок переселенцев Тебердин (от персидско-тюркского слова «дебирдин»: дебир – учитель, дин – вера), завороженный здешними лесами, богатыми дичью, и большой речной водой, обосновал здесь деревню (слово «село» в старинные времена не употреблялось). Близ Старого Тябердина сохранилось старинное языческое кладбище. А на другом берегу реки Кубни в свое время появилось и Большое Тябердино.

 

ВОВСЕ НЕ РОБИН ГУД

Об одной из страниц истории, связанной с Большим Тябердиным, старожилы села вспоминают с печалью. Они не сомневаются в том, что знаменитый «король конокрадов» Шакур-карак Рахимов, банда которого орудовала в том числе и на территории нынешнего Кайбицкого района, является отнюдь не Робин Гудом, а настоящим убийцей и создателем организованной преступной группировки по нынешним определениям. Они верят воспоминаниям матери Василия Уткина Марины Алексеевны, которая рассказывала следующее:

– Его дед занимался конокрадством, отец тоже. До революции они с отцом отбывали срок на каторге в Сибири. Революция их освободила от заключения как потерпевший от царизма класс. Возвращаясь из Сибири, они по пути украли и пригнали сюда табун лошадей. То есть и при советской власти снова начали не только воровать коней, а без лошади крестьянин не мог прожить, но и грабить сельхозартели, медицинские учреждения Татарии, Ульяновской и Нижегородской областей. Некоторые участники банды были и из нашей деревни. Помню, в 1927 году, когда Шакура уже расстреляли, его шайка еще существовала. Милиция искала ее членов, прятавшихся по лесам. Они 8 декабря 1927 года пришли сюда. Сельсоветам была дана установка: если члены банды появятся, сообщить об этом или поймать их и передать милиции. И вот наши безоружные люди решили их задержать. Пошли в дом, где бандиты прятались. В итоге преступники из обрезов убили троих наших – 19–20-летних ребят.

– Моя мать, по ее рассказам, когда увидела, что они шли к этому дому, прокричала им: «Не ходите туда, они вас убьют!» А ведь ей всего 13 лет было. Бабушка, услышав это, детей загнала в подпол, – говорит Василий Уткин. – Наутро бандиты ушли в Чувашию…

 

ЧТО НАМ СТОИТ ХРАМ ПОСТРОИТЬ

Деревянную Свято-Троицкую церковь, по словам Василия Уткина, в Большом Тябердине начали строить на пожертвования населения в 1898 году. Освятили ее в июне 1901-го, к Троице.

– Первый священник Никита Комиссаров скончался в 1910 году и похоронен рядом с этим храмом. В 1935 году церковь закрыли и, сняв купола, открыли здесь начальную школу, в которой учились и наши родители, и мы, и наши дети, – констатирует краевед. – В 2007 году к нашему детскому саду сделали пристрой, куда и переехала школа. А в старом церковном здании сейчас молельный дом.

 

kaibisi2
Староста села Большое Тябердино Василий Уткин рассказывает о строительстве Свято-Троицкой церкви.

 

Когда речь зашла о реконструкции обветшалого здания церкви, глава Кайбицкого района Альберт Рахматуллин посоветовал построить новый храм. В 2015 году собрали с населения пожертвования, на эти деньги заложили фундамент. Из Чебоксар привезли кирпич – там он обходится дешевле, нежели в нашей республике. В 2016-м возвели стены, в этом году подняли колокольню и фронтоны. Алексей Козлов и Василий Уткин особо отмечают, что деньги на строительство храма жертвуют не только местные жители, но и выходцы из Большого Тябердина, проживающие в других районах Татарстана и регионах России. Причем люди разных веро­исповеданий. Так что воистину храм строится всем миром.

Проект новой Свято-Троицкой церкви предоставила Казанская епархия. Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан дал добро на ее строительство. Сейчас в мастерской одной из чувашских церквей изготавливают купол с крестом. На сегодня в эту стройку, по данным наших собеседников, вложено 1,2 млн рублей. Чтобы сдать объект «под ключ», нужно еще 2 миллиона. Но тябердинцы не сомневаются в том, что в ближайшей перспективе храм откроет двери для своих прихожан. Ведь возводят его местные строители, берущие за свою работу по минимуму. К тому же глава Кайбицкого района помогает техникой.

 

СОВРЕМЕННАЯ КАРТИНА

Сегодня в 165 дворах Большого Тябердина проживают около 600 человек. В начальной школе учатся 28 детей. Раньше было более 30. Детский сад рассчитан на 30 мест, но сейчас в нем 24 ребенка, хотя было время, когда стояли в очереди на место в этом дошкольном учреждении. Тем не менее по сравнению с другими кайбицкими населенными пунктами Большое Тябердино считается одним из самых многодетных.

Как нам сообщил Алексей Козлов, ежегодно проводятся референдумы по реализации программы самообложения. К примеру, на 2017 год собрали по 500 рублей с человека, достигшего 18-летнего возраста. В Большом Тябердине казна составила почти миллион руб­лей. Республиканский бюджет дополнительно финансировал из расчета один к четырем. Нынче деньги пошли на строительство дороги, ведущей к кладбищу, на изгородь погоста, ремонт водопровода. В основном – на благоустройство. В прошлые годы по самообложению удалось построить капитальный мост через Кубню. С прежним деревянным мостом были сплошные мучения.

 


В сельской библиотеке развернут небольшой музей, посвященный прежде всего почитаемым землякам. Среди них летчик Петр Смирнов, получивший первую награду – орден Красной Звезды – при обороне Сталинграда за то, что сбил немецкий «Юнкерс», в котором летели фашистские штабные генералы. Всего же он уничтожил семь вражеских самолетов


 

Кроме того, благодаря участию в различных республиканских программах в 2016 году отремонтировали детсад и школу. В этом году построили спортивную площадку. Да еще ОАО «Сетевая компания» в текущем году вложила 17 млн рублей на реконструкцию электросетевого хозяйства Большого Тябердина, поскольку здесь были проблемы с электроснабжением из-за низкого напряжения в сети.

А еще это село – на ведущих позициях в районе по численности крупного рогатого скота в личных подворьях. Три-четыре головы на двор для тябердинцев – обычный показатель, есть те, кто держит и более десяти, утверждает Алексей Козлов.

– Тому способствует весомая государственная поддержка, – поясняет он. – Недавно Минсельхоз РТ выдал по три тысячи рублей за корову на год. Если покупаешь нетель, компенсируется 15 тысяч рублей, а если приобретаешь ее за пределами Татарстана – 30 тысяч. Тому, кто держит пять голов, выделялось 120 тысяч рублей. Доведешь поголовье до восьми единиц – Минсельхоз выдаст 200 тысяч рублей на строительство мини-фермы. Держишь более трех коров – из бюджета покрывается половина стоимости приобретенного доильного аппарата.

В сельской библиотеке развернут небольшой музей, посвященный прежде всего почитаемым землякам. Среди них летчик Петр Смирнов, получивший первую награду – орден Красной Звезды – при обороне Сталинграда за то, что сбил немецкий «Юнкерс», в котором летели фашистские штабные генералы. Всего же он уничтожил семь вражеских самолетов. Рядом – портрет Андрея Кошкина, начальника штаба партизанского отряда имени Николая Щорса. Вообще, в когорте выходцев из этого села много военных, например подполковник Геннадий Смирнов, участвовавший в боевых действиях в Чечне. Есть и заслуженные работники культуры РТ – певица Людмила Гатауллина, баянист Вячеслав Митрофанов. Всех трудно перечислить.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще