Легендарный журнал Татарстана отмечает 25-летие
Общественно-политический, историко-публицистический, литературно-художественный… И все это – журнал «Казань». Одно из ведущих СМИ республики сегодня отмечает 25-летний юбилей. Праздник с участием авторов и героев публикаций, а также единомышленников и постоянных читателей журнала состоится в Казанской ратуше.
Накануне события мы встретились с бессменным главным редактором издания Юрием Балашовым и попросили его рассказать, как создавалась легенда казанской прессы, какую роль сыграл в этом руководитель республиканского парламента Фарид Мухаметшин и кто принёс в редакцию набор отвёрток.
– Юрий Анатольевич, а правда, что журнал «Казань» начинался с прогулок по Лядскому саду? Или это просто красивая легенда?
– Все было именно так. Мы с моим товарищем Владимиром Бухараевым и нашим общим учителем Агдасом Бургановым действительно любили гулять по этим местам отчасти потому, что жили рядом. Они оба – историки, я – филолог. Мы разговаривали о жизни, о том о сем, и как-то так возникла идея создания журнала.
«Казань» отличалась от многих изданий тем, что появилась не по решению какого-то директивного органа, а по инициативе, если так можно выразиться, масс. До этого в условиях, где всё зависело от решений КПСС, такое было невозможно. Я работал в журнале «Офык – Панорама». Когда мы почувствовали, что надо жить и развиваться в новых условиях, попросили стать нашими соучредителями Казанский научный центр Российской академии наук и Союз журналистов Татарстана.
А первым нас поддержал Фарид Хайруллович Мухаметшин. Помню, мы к нему подошли, как только его избрали Председателем Верховного Совета республики. Он был в хорошем настроении, сказал: «Дайте мне хотя бы до завтра подумать». Наверное, для него решение об издании журнала «Казань» было одним из первых на новом посту. Это был 1991 год. И все это произошло с одобрения Президента Татарстана Минтимера Шаймиева.
Завтра в галерее «Окно» Казанской ратуши в честь юбилея журнала для посетителей откроется выставка произведений казанских художников «Городские истории». Здесь столица Татарстана предстанет перед посетителями глазами влюбленных в нее художников
– Но ведь регулярно журнал начал выходить только в 1994 году…
– Дальше следовал трудный путь. На Президиуме Верховного Совета моя пламенная речь не получила однозначной поддержки. У нас самих тоже еще не было внятной концепции, четко сформулированных идей о том, как будет строиться работа журнала. Мы долго обсуждали название. Был вариант оставить «Панораму», предлагали вариации со словом «казанский». Но Рустем Кутуй, который потом стал членом редколлегии, сказал: «Юра, зачем эти слова лишние? «Казань»! И этим все сказано».
– Знаю, что ваш первый номер был посвящен Старотатарской слободе. Почему?
– Как раз в это время Казань готовилась к съезду Всемирного конгресса татар. Но более важная причина состояла в том, что мы понимали: это место – берегиня татарской культуры, и не только. В слободе жил Шаляпин, именно здесь он соприкасался с татарскими корнями. Там были истоки многих культурных явлений…
Вы понимаете, это же как солнце в капле – единственное место в мире, где после взятия Казани сохранилась городская культура местных татар. На этом пятачке было все: и история, и ремесла, и театр. Мы хотели показать жизнь здесь в картинках, в образах, судьбах, а не просто описать общими словами. Но главное – там всегда жили особенные люди, которые любили слободу, ценили ее, заботились об истории и никуда не хотели переезжать.
справка Юрий Балашов родился в Казани, в 1973 году окончил филологическое отделение историко-филологического факультета Казанского государственного университета, работал журналистом, литературным сотрудником, редактором многотиражной газеты «Голос строителя» треста «Казремстрой», ответственным секретарем журнала «Слово агитатора», журнала «Панорама». С 1992 года – главный редактор журнала «Казань». Также руководит учреждённым журналом издательством «Kazan-Казань», которое выпускает альбомы, книги, буклеты, плакаты; входит в состав совета Татарстанского республиканского отделения ВООПиК. |
– У вашего журнала очень выигрышное название. Можно ли сказать, что вместе с тем, как у города растет туристический потенциал, увеличивается и популярность издания?
– Пока это больше желание, чем реальность. Понимаете, для казанцев в городе есть определенные знакомые места, о которых уже не стоит писать, чтобы не повторяться. Между тем для туристов это может быть откровением. Мы ищем баланс.
Но я знаю, что журнал «Казань» увозят в другие города и страны в качестве сувенира. Недавно с нами связался один человек, который признался, что отправляет своим родственникам все выпуски «Казани» по почте.
– Ваше издание активно освещает «Том Сойер Фест», и вы сами все три сезона провели на строительных лесах. Можете назвать главную мотивацию для участия в этом проекте?
– Кто-то предпочитает много говорить, но мало делать. Я считаю, что лучше всего и говорить, и делать. Кстати, кроме меня, в этом проекте участвовали наши авторы, фотограф. Кто-то нам возражает: «Ребята, вы с приветом. Зачем тратить время, работая на чужого дядю?» Еще есть мнение, что мы, когда берем инициативу в свои руки, подменяем городскую власть. Но команда «Том Сойер Феста» (а это в большинстве случаев состоявшиеся люди) понимает, что дело не в том, сколько домов обновляется, а в том, что таким образом происходит объединение горожан.
– Вы объединяете не только горожан, но и читателей. Например, новые номера журнала представляете в Доме-музее Василия Аксёнова. Почему выбран такой способ общения с аудиторией?
– Такие встречи – это ожившие странички журнала «Казань». Ведь как случается: например, мы пишем о музыкантах, а их музыку в бумажном номере представить не можем. Или там описан балет, но опять же – без живого движения.
Когда только начинали, в нас было много идеализма. Казалось, мы должны писать для абсолютно любой аудитории – молодых и старых, рабочих, крестьян и профессоров. Сейчас, наверное, правильно будет сказать, что наш читатель – это в большинстве случаев представитель интеллигенции.
Но я не раз был удивлен, когда видел полную коллекцию наших номеров в кабинетах крупных руководителей. Еще однажды мы выпустили номер о казанской авиации, и к нам в редакцию стали приходить рабочие, чтобы купить его. Помню, с собой они принесли в подарок набор отвёрток. Тогда мы поняли, что нас читают не только врачи и учителя.
– Расскажите о редакции «Казани». Сколько человек сегодня делают журнал?
– Если говорить о штатных авторах, то их не много. Одна из них – Наиля Хайретдинова. Она универсальный журналист: замечательно пишет, охотно снимает видеосюжеты и в социальных сетях ориентируется как рыба в воде. Уже более десяти лет у нас работает Айсылу Мирханова, профессиональный журналист, музыкант в прошлом. Её «конёк» – события и персоны мира культуры, но и на другие темы она тоже пишет, вносит интересные идеи в нашу работу, недавно проявила себя как ведущая встреч с читателями журнала. Еще у нас есть художник – Григорий Львович Эйдинов. Многое из того, что есть в журнале и нашей полиграфической деятельности, происходит благодаря ему. У нас очень хороший фотограф – Гульнара Сагиева. Ну и, конечно, есть люди, фамилии которых на страницах не мелькают, но они тоже вносят свой вклад: корректор, ответственный секретарь.
А вообще, мы держимся, конечно, на внештатных авторах. К сожалению, не имеем возможности выплачивать им гонорар. Мне часто бывает за это неловко. Но с нами все равно сотрудничают, даже на безвозмездной основе. В «Казань» пишет и помощник Президента Республики Татарстан по вопросам сохранения исторического и культурного наследия Олеся Балтусова.
– Каким вы представляли себе будущее журнала «Казань» 25 лет назад?
– Тогда об этом мы не задумывались. Это же фактически была авантюра: ничего не имея, начинать такой проект. Мы тогда хотели выпустить три номера, а лучше пять, чтобы никто не сказал, что мы оказались слабаками.
– В этом случае можно ли сказать, что задачи, которые стояли перед редакцией журнала в самом начале, на сегодняшний день реализованы с лихвой?
– Я бы сказал, что это так, если бы мы чувствовали удовлетворение не только от результатов творческой работы. Каждый сотрудник должен получать адекватную оценку своего труда в рублях. Без этого развиваться и выпускать качественное издание невозможно. Речь идет не только о государственной казне, хотя и о ней тоже. Надо учиться зарабатывать в сегодняшних условиях, и мы стараемся это делать.
– Что вы хотите пожелать журналу «Казань» в его юбилей?
– В первую очередь, чтобы он ни дня не жил со старым багажом. Хотелось бы сохранить все, что привнесли сюда люди, которые помогали нам на протяжении всего этого времени. А еще, на мой взгляд, важно не чураться тех изменений, которые сейчас происходят в жизни. Пусть наш журнал всегда будет новым и интересным читателю.