Буллинг в школе: кто виноват?

В Казанском федеральном университете обсудили проблему травли среди подростков в учебных заведениях

Школьные годы чудесные… или не очень? Тут уж кому как повезёт. Особенно непросто приходится тем, кто становится жертвой коллективного издевательства.

Автор статьи: Полина ТРИФОНОВА

Фото: ocdn.eu; kpfu.ru

В Казанском федеральном университете обсудили проблему травли среди подростков в учебных заведениях

 

буллинг-в-школе

 

Школьные годы чудесные… или не очень? Тут уж кому как повезёт. Особенно непросто приходится тем, кто становится жертвой коллективного издевательства. Именно травля в школах (или, как теперь модно говорить, буллинг) стала темой очередного заседания дискуссионного клуба Казанского федерального университета.

 

«Как показывают результаты исследований, которые проводились в течение двенадцати лет, в Татарстане не было обнаружено практически ни одной школы с психологическим климатом высокого уровня благоприятности. Более того, многие дети находятся в школе в состоянии экстремального выживания», – заявила профессор кафедры общей психологии Института психологии и образования КФУ, председатель регионального отделения Российского психологического общества Лилия Фахрутдинова.

Эти исследования она ежегодно проводит вместе со студентами, которые проходят практику в разных районах республики. Среди школьников устраивают анкетирование, и почти всегда в школе находится хотя бы один ученик, которого систематически травят одноклассники. По словам эксперта, эта проблема не минует ни профильные лицеи, ни гимназии, в которых дети настолько загружены, что времени на глупости вроде бы оставаться не должно. От постоянного психологического (а порой и физического) давления одноклассников не застрахованы даже ребята из частных школ и учебных заведений, куда набирают по результатам вступительных испытаний.

 


Ответственный секретарь отделения Национальной родительской ассоциации по РТ Анатолий Венедиктов уверен, что буллинг был, есть и будет. Задача взрослых в данном случае состоит в том, чтобы вовремя заметить и пресечь это явление в конкретных случаях


 

Это, к сожалению, не страшилки для родителей. В ходе обсуждения специалисты поделились историями из своего профессионального опыта. Например, психолог Республиканской клинической психиатрической больницы (РКПБ) им. академика В.Бехтерева, член Республиканского координационного научно-методического совета педагогов-психологов при Министерстве образования и науки РТ Людмила Невоструева рассказала, как этим летом ученик элитной казанской школы держал в страхе весь летний лагерь.

За много лет практики таких историй у специалиста накопилось немало. Во время дискуссии она также вспомнила случай, как у неё консультировалась девочка, которую одноклассники злыми шутками и откровенным насмехательством довели до крайней степени анорексии. Для того чтобы снова поверить в себя и перестать бояться сверстников, девочка несколько лет посещала психолога. О том, какие усилия были предприняты ее родителями, медиками для того, чтобы вернуть потерянное здоровье, остаётся только догадываться.

 

 Лилия ФАХРУТДИНОВА,
профессор кафедры общей психологии Института психологии и образования КФУ:

Лилия-Фахрутдинова

Как показывают результаты исследований, которые проводились в течение двенадцати лет, в Татарстане не было обнаружено практически ни одной школы с психологическим климатом высокого уровня благоприятности. Более того, многие дети находятся в школе в состоянии экстремального выживания.

Конечно, каждому хочется думать, что буллинг его ребёнка не коснётся. Но стопроцентной гарантии не может дать никто. Доцент кафедры дошкольного и начального образования Института психологии и образования КФУ Рамиль Гарифуллин считает, что зачинщиками травли обычно становятся «невротические дети с социальным интеллектом» – те, кто умеет организовать вокруг себя коллектив. Соответственно, наиболее вероятно, что в позиции жертв несовершеннолетних хулиганов окажутся малообщительные ребята, не разделяющие интересы большинства, или те, для которых отношения со сверстниками не являются приоритетом.

По закону жанра ключевым вопросом встречи стал герценовский «Кто виноват?». Аудитория здесь разделилась на два лагеря: одни считали, что слишком мало внимания детям уделяют учителя, занятые заполнением отчётов и выставлением оценок. Другие сошлись на том, что затянувшаяся травля – вина поглощённых работой родителей.

Наверное, истина где-то посередине и ответственность лежит на обеих сторонах. Людмила Невоструева заметила, что сегодня в образовательных учреждениях в целом царит напряжённая атмосфера: взрослые наперебой внушают детям мысли об успехе, самореализации, карьере, конкуренции. В общем, это всё правильно и вполне объяснимо: ведь за право поступления в престижный вуз на бюджетной основе будут бороться в том числе и бывшие одноклассники. Но, по мнению психолога, разговоров о материальной стороне жизни с несовершеннолетними сейчас стало слишком много, а о дружбе, взаимопомощи и уважении мы, напротив, забыли.

Да и современная школа, считает психолог РКПБ, своей репутацией дорожит настолько, что делает вид, будто именно в этом учебном заведении все благополучно. В качестве эксперимента специалист предложила ввести в программу урок психологии. Она уверена: еженедельные занятия «для души» смогут существенно улучшить микроклимат в школе. Впрочем, в республике уже есть примеры того, как образовательные учреждения заботятся о психологическом состоянии своих подопечных.

Например, в лицее им. Н.Лобачевского КФУ вернули такую систему наставничества, как вожатское движение. Также здесь регулярно проводят «уроки доброты», организуют выезды с концертами в дома престарелых, привлекают лицеистов к благотворительной деятельности. Об этом во время встречи рассказала директор лицея Елена Скобельцына. Безусловно, такие усилия достойны уважения. Тем более что и по учебным показателям это образовательное учреждение является одним из лучших в городе (в рейтинге управления образования по итогам 2017/2018 учебного года занимает пятое место среди нетиповых казанских школ). Но можно ли быть до конца уверенным в том, что среди сотен детей и здесь ни один не страдает? В наших ли силах навсегда искоренить травлю в детской и подростковой среде?

Ответственный секретарь отделения Национальной родительской ассоциации по РТ Анатолий Венедиктов уверен, что буллинг был, есть и будет. Задача взрослых в данном случае состоит в том, чтобы вовремя заметить и пресечь это явление в конкретных случаях. Именно простой совет – быть внимательным к ребёнку и его проблемам – можно назвать главным итогом встречи.

 


Помимо буллинга, среди подростков сегодня распространён кибербуллинг – травля в Интернете. По данным исследования Всемирной организации здравоохранения (2013–2014), в России среди подростков с оскорблениями в сообщениях сталкивались одиннадцать процентов мальчиков и восемь процентов девочек


 

По словам психолога-эксперта Российского психологического общества по Приволжскому федеральному округу Лии Бодровой, практически любые изменения в поведении школьника могут быть признаками того, что у него в данный момент напряжённые отношения со сверстниками. Стал плохо есть? Резко сменил круг общения или вовсе перестал контактировать с одноклассниками? А может, нарушился сон? Заметно увеличились карманные расходы? Всё это, по мнению эксперта, может свидетельствовать о том, что ребёнку нужна помощь.

Какой она будет, зависит от степени запущенности ситуации. Методов помочь ребёнку может быть множество. Иногда достаточно разговора со старшим товарищем, в некоторых случаях помогают школьные психологи… Правильные слова, конечно, можно услышать и на личном сеансе психотерапии. Но о самых тяжелых случаях буллинга мы, невнимательные взрослые, зачастую, к сожалению, узнаем из сводок новостей…

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще