В Нижнекамске успешно решают задачу создания комфортной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья
Принятый в 1995 году российский закон о социальной защите инвалидов, скорее, удивил общество, нежели вызвал всеобщее одобрение: инвалидов, как вы понимаете, у нас на тот момент… как бы не было. Это лучше других знает один из общественных лидеров, депутат городского Совета с многолетним стажем, руководитель муниципального автономного образовательного учреждения «Нижнекамская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья «Надежда» Нина Буханова. Отметим: мать взрослого инвалида-колясочника.
Когда в 1990 году Нина Фёдоровна начала заниматься созданием специализированного учреждения, в высоких кабинетах её первым делом спрашивали: «Где ты найдёшь столько инвалидов?» (Для справки: на сегодняшний день в Нижнекамском муниципальном районе проживают около 18 тысяч инвалидов, включая детей. Значительная часть из них имеет высокий реабилитационный потенциал и стремление интегрироваться в нормальную жизнь.) Она же, собрав в кулак свойственные ей упорство и волю, горячо доказывала, что этим людям нужно не просто помочь выйти из замкнутого мира их жилищ, но и дать возможность почувствовать себя такими же, как все.
Сегодня звучит невероятно, да и знают об этом немногие, но в начале девяностых, когда, как круги по воде, разошлась информация о том, что в Нижнекамске появилось учреждение для детей-инвалидов, в город переехали 17 семей из других регионов с одной целью: устроить сюда своих проблемных детей. И вот за каких-то два с небольшим десятка лет в нашем обществе отношение к инвалидам кардинально поменялось. Причём на разных уровнях – законодательном, исполнительном, социальном. Понимание, что отношение к инвалидам должно быть другим, собиралось по крупицам, зато какими ценными они были! Специалистов-дефектологов – редкая по тем временам профессия, помог пригласить в город «Нижнекамскнефтехим». И для них были созданы надлежащие стартовые условия. Шестеро молодых специалистов подошли к делу с энтузиазмом и фактически заложили основу того, что сегодня стало системой.
И к ней шли через элементарное. Непонимание приходилось ломать даже там, где, по здравом размышлении, его и быть не могло! Уменьшить высоту бордюров на пешеходных переходах – что может быть логичнее? А ведь сколько копий было сломано, сколько эмоций выплеснуто, чтобы доказать: коляску не только с инвалидом, но и с ребёнком перетащить через 25-сантиметровый бордюр – задача не для слабосильных! Что к маломобильным категориям нужно приравнять и молодых матерей, и пожилых людей.
«Антипамятниками» начала создания безбарьерной среды остались много раз раскритикованные пандусы с уклоном чуть ли не под 45 градусов, преодолеть которые под силу разве что хорошо тренированному спортсмену… Это теперь на этот счёт существуют строительные нормы и правила с чёткими предписаниями, а тогда многое делалось на грани добрых намерений и интуиции
Серьёзная поддержка пришла в начале двухтысячных со стороны местной организации «Единой России», членом которой являлись мэр Нижнекамска Айдар Метшин и работавший в то время его заместителем Рашид Миннуллин. И вот только когда проблема получила опору в лице конкретных людей, в том числе и депутатов Государственного Совета от Нижнекамска, подвижки произошли. Невозможное стало возможным. Была спасена общими усилиями и балансировавшая на грани закрытия школа-интернат «Надежда».
Как раз в то время стала обретать форму социального заказа муниципальная программа, получившая название «Безбарьерный Нижнекамск». Именно тогда здесь начали строить пандусы для колясочников, монтировать «социальные» кнопки в учреждениях, магазинах, банках, обустраивать подъезды жилых домов и пешеходные переходы с учётом потребностей слабовидящих и незрячих. Надо сказать, что порой задачи выполнялись бездушно – лишь бы отмахнуться, отвязаться… Но это «иногда». «Антипамятниками» начала создания безбарьерной среды остались много раз раскритикованные пандусы с уклоном чуть ли не под 45 градусов, преодолеть которые под силу разве что хорошо тренированному спортсмену… Это теперь на этот счёт существуют строительные нормы и правила с чёткими предписаниями, а тогда многое делалось на грани добрых намерений и интуиции.
И тем не менее именно на этой волне была разработана и принята депутатами муниципальная программа создания безбарьерной среды. Рабочая группа по её реализации собиралась на заседания почти каждую неделю.
Одним из пунктов программы стало решение проблемы доступности общественного транспорта для маломобильной части населения. В первый рейс отправился трамвай, приспособленный для людей с особыми потребностями. Это сегодня низкопольный трамвай для нижнекамцев – не диво, это теперь все рейсовые автобусы, принадлежащие пассажирскому автотранспортному предприятию (все они закуплены предприятием по лизингу на десятки миллионов рублей), оборудованы специальными приспособлениями! В стране первые подобные трамваи были построены по заказу Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. Нижнекамск стал третьим российским городом, где общественный транспорт был адаптирован под особый социальный запрос. Больше того: персонал подвижного состава в обязательном порядке проходит специальное обучение и при необходимости готов прийти на помощь «особенному» пассажиру.
По опросам, маломобильные граждане отдают предпочтение специальным трамваям, которых сегодня по городским маршрутам курсирует восемь. В ближайшее время на линию выйдут ещё пять вагонов, закупленных на средства республиканского бюджета. Они – новое поколение безбарьерного транспорта. Кроме того, республика несколько лет назад подарила муниципалитету спецавтобус, переданный затем городом в распоряжение школы-интерната «Надежда».
При этом нельзя не подчеркнуть, что изменением отношения к инвалидам в Нижнекамске начали заниматься задолго до того, как под такую работу была подведена нормативно-правовая база. И в этом смысле отдельно взятый муниципалитет стал своего рода эталоном, на который могла ориентироваться республика.
Конечно, не все проблемы в этой сфере решены. Много вопросов пока остаётся в сфере образования. Рано аплодировать внедрению в процесс так называемого инклюзивного образования. На этот счёт у Нины Бухановой есть твёрдое мнение:
– Требование законодательства невозможно игнорировать. Надо отметить, что в Татарстане сохранились коррекционные школы, чего нет во многих других регионах: их попросту позакрывали, когда зашла речь об инклюзивном образовании. Как результат – не осталось старого, но и не родилось ничего нового… И всё же, несмотря на все минусы, отношение к обучению детей-инвалидов изменилось, не побоюсь сказать, коренным образом.
Одним из пунктов программы стало решение проблемы доступности общественного транспорта для маломобильной части населения. В первый рейс отправился трамвай, приспособленный для людей с особыми потребностями. Это сегодня низкопольный трамвай для нижнекамцев – не диво, это теперь все рейсовые автобусы, принадлежащие пассажирскому автотранспортному предприятию (все они закуплены предприятием по лизингу на десятки миллионов рублей), оборудованы специальными приспособлениями
Нина Фёдоровна чётко проводит черту между понятиями «инвалид» и «человек с ограниченными возможностями здоровья»:
– Человек с ограниченными возможностями здоровья в образовании – это совсем не то, что в медицине! Для такого ребёнка психолого-медико-педагогическая комиссия разрабатывает особую программу обучения с рекомендациями создания соответствующих условий. У меня есть масса примеров, когда воспитанники «Надежды» успешно продолжали обучение в обычной школе и осваивали программу вуза. Ограниченные возможности здоровья не мешают обучаться по адаптированной программе.
Возможна и другая ситуация – в республике успешно решают задачу обучения инвалидов по здоровью без серьёзных ограничений к образованию и зачастую имеющих высокий реабилитационный потенциал. В нашем городе этим занимаются учебные заведения среднего профессионального уровня. Например, для незрячих и слабовидящих созданы места в одном из колледжей. Молодые люди получают весьма востребованную специальность, ради чего даже приезжают в Нижнекамск из других регионов.
На улицах города можно встретить юношу, которого сопровождает собака-поводырь. Все знают парня и его четвероногого друга по имени, как и то, что он приехал сюда из Удмуртии.
Не стану приукрашивать действительность, потому что знаю, сколько ещё предстоит сделать. Но не стану и скрывать, что день сегодняшний сильно отличается от того, что было двадцать лет назад. Как далеки друг от друга две исторические эпохи! Теперь многим кажется, что так было всегда. По-моему, это можно считать достижением нашего города, достойным подражания.