Жилье для детей-сирот, строительство семейных общежитий для учителей, ЧП в подростковом приюте Набережных Челнов, плачевное состояние студенческих летних лагерей – такие темы обсудили депутаты на первом после летних каникул заседании Комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам.
«ДОЛЖЕН ПОЛУЧАТЬ ВТОРУЮ ЗАРПЛАТУ ПОСЛЕ ВОЕННОГО!»
Два главных доклада на состоявшемся 5 сентября заседании комитета сделала заместитель министра образования и науки РТ Алсу Асадуллина. Они касались того, как в республике реализуются программы развития образования, также речь шла о работе системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Однако начала замминистра не с развития образования, а с федеральной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан». Как выяснилось, речь идет об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В прошлом году им выделили 600 квартир. В нынешнем планируется обеспечить жильем еще 930 человек.
Тема не оставила равнодушными депутатов. «А сколько всего у нас сирот, нуждающихся в жилье?» – поинтересовались они. Оказалось, в списке нуждающихся – около 2 тысяч человек, которым уже исполнилось 18. Кроме того, в очереди на квартиры стоят еще около 3 тысяч ребят старше 14 лет.
Асадуллина отметила, что в недавнем прошлом в Татарстане для достигших совершеннолетия сирот (или ставших таковыми при живых родителях) выделялось 300 квартир в год, потом стали выделять 600, в этом году выделят вот уже больше 900, но этого все равно не хватит. Обеспечить всех нуждающихся названной категории жильем – на такое сегодня пока способна только Москва, констатировала замминистра…
Еще один пункт в ее докладе, который зацепил депутатов, – это информация о том, что за четыре года в села Татарстана по федеральной программе «Земский учитель» приехали 54 педагога из других регионов, 23 из них – в этом году. Народные избранники заговорили о том, что даже такая прекрасная программа не может решить острейшую проблему нехватки в республике педагогических кадров.
Алсу Асадуллина констатировала, что именно с целью решения этой проблемы в республике возродили грант «Наш новый учитель», открыли в школах психолого-педагогические классы, где, как надеются в министерстве, подрастет поколение молодых учителей.
– Учитель должен получать вторую зарплату в стране после военного! – предложил кардинальную меру депутат, главный режиссер Казанского русского драмтеатра им. Качалова Александр Славутский. – Иначе мы потеряем молодое поколение!
Но поскольку такие глобальные решения принимаются на другом уровне, участники заседания стали обсуждать более реальные в местных условиях способы решения проблемы. Например, прозвучало предложение строить для педагогов общежития семейного типа – возможно, это позволит привлечь учителей из других регионов России… Или хотя бы обещать им хорошие подъемные, чтобы приезжие могли решить жилищный вопрос – что-то типа федерального «Земского учителя».
– Проблема нехватки учителей упирается, конечно, не только в деньги. Но если то предложение о дополнительных финансовых преференциях для приезжающих педагогов, которое сегодня прозвучало, будет реализовано, думаю, это тоже сыграет свою роль в решении проблемы, – поделались мнением с корреспондентом «РТ» Алсу Асадуллина после заседания.
ПУСТЬ ХОТЯ БЫ ЗВОНЯТ…
Что касается профилактики правонарушений среди подростков, то, по данным Минобрнауки РТ, из полумиллиона татарстанских школьников на внутришкольном учете состоят 46 507 учеников, а 1 513 взяты на учет в полицейских подразделениях по делам несовершеннолетних. При этом, по данным районных управлений образования, 82 процента детей, состоящих на различных видах учета, «охвачены дополнительным образованием», то есть, занимаются в кружках, спортивных секциях и пр.
– Занятость обучающихся в свободное от учебы время способствует профилактике правонарушений, безнадзорности, наркомании, употребления алкогольной продукции, – отметила Асадуллина.
Однако позитивная статистика из доклада, судя по всему, произвел на депутатов не такое яркое впечатление, как разошедшийся на днях в интернете ролик, снятый в челнинском социальном приюте для детей и подростков «Асылташ». На видео подростки из приюта избивают мальчика помладше (после того, как видео «завирусилось» в сети, в Татарстане возбудили уголовное дело по статье «халатность», его расследование взял под контроль руководитель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин).
На вопросы депутатов, как вообще такое могло случиться, докладчица, разумеется, дать быстрого ответа не смогла, поскольку сейчас идет разбирательство. Кроме того, приют «Асылташ» подведомственен не Минобрнауки, а Минтрудсоцзащиты РТ. Тогда депутаты заинтересовались, есть ли в республике какие-то телефоны, по которым ребенок или подросток может позвонить, чтобы сообщить о подобных вопиющих случаях.
Телефоны такие, конечно, есть. В республике действует и общефедеральный детский телефон доверия, и несколько местных линий, на которые можно позвонить анонимно и сообщить о случаях буллинга (травли) в образовательных учреждениях. На телефонах этих работают грамотные специалисты, которые сотрудничают с правоохранительными органами и могут подсказать ребенку, как правильно вести себя в критической ситуации. Обо всем этом заместитель министра депутатам и рассказала, а также о том, что номера этих телефонов имеются на стендах всех образовательных учреждений и что эти горячие линии очень популярны у подростков.
В итоге депутаты сошлись на том, что такие службы помощи надо активнее рекламировать среди молодежи, а также постоянно объяснять школьникам, что буллинг – это плохо, и обо всех подобных случаях не стыдно рассказать старшим.
ВЕРНИТЕ «КОРДОН» И «ИКАР»!
Последним пунктом повестки заседания комитета стало принятие обращения Госсовета Татарстана к министру науки и высшего образования России Валерию Фалькову по поводу удручающего состояния летних вузовских лагерей (как известно, почти все вузы в республике подведомственны федеральному Минобрнауки, а, соответственно, и их лагеря).
В былые годы, отмечается в обращении, в таких лагерях летом отдыхал каждый третий студент того или иного вуза. Воспоминания о счастливых днях, проведенных в университетском «Кордоне» или в каишном «Икаре», до сих пор греют душу многих уже немолодых выпускников. Лагеря эти, заметила заместитель председателя Комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Людмила Рыбакова, выполняли важную роль по социализации и гражданско-патриотическому воспитанию студентов.
К сожалению, сегодня столь популярные некогда места отдыха находятся в плачевном состоянии. Пять из 12 лагерей и вовсе не действуют из-за ветхости. В целом постройки 1950–1970-х годов имеют износ от 40 до 80 процентов. Текущий ремонт домиков ситуацию изменить не может – необходимы реконструкция инженерных сетей, установка пожарной сигнализации, замена действующего оборудования, благоустройство территории…
«Принимая во внимание высокую социальную значимость сохранения и развития студенческих лагерей, просим Вас, уважаемый Валерий Николаевич, рассмотреть возможность инициирования Министерством науки и высшего образования РФ федеральной целевой программы по реконструкции студенческих лагерей образовательных организаций высшего образования, подведомственных министерству, из средств федерального бюджета», – говорится в обращении татарстанских депутатов к Валерию Фалькову.