ХОРОШО, НО МАЛО
Перед коллегией, которая прошла в четверг на «Казань Экспо», состоялась передача в аренду автоперевозчикам 40 новых автобусов, купленных в кредит. Альметьевск получил 9 «НЕФАЗов», Нижнекамск – 7 «лотосов», Лениногорск – 7 «газелей», Елабуга – 6 «газелей», Зеленодольск – 5 «лотосов», Бугульма, которая уже несколько лет живет без общественного транспорта, – два «пазика», Бавлы, Нурлат, Заинск, Мензелинск – по одному «пазику» или «газели».
Перевозчики, утратившие возможность самостоятельно обновлять автопарк, конечно, были рады новой технике, тем более что первые два года с них не будут брать плату за аренду. Однако 40 автобусов – это капля в море, той же Бугульме нужны как минимум 14 «пазиков». Всего республика планирует приобрести в ближайшее время с помощью казначейского кредита 119 автобусов на сумму около 1,5 млрд рублей, однако и они ситуацию не спасут. Одной только Казани требуется более 250 новых автобусов и еще сотня – Набережным Челнам.
В отличие от общественного транспорта, который стареет и выходит из строя, дороги в республике, наоборот, стремительно обновляются.
– В сфере дорожного строительства по всем видам источников его финансирования 2023 год стал для республики беспрецедентным. На огромный объем работ направлено почти 250 млрд рублей! – отметил Глава республики.
И в этой сфере Миндортрансу, конечно, есть чем гордиться.
ПО ВОЗНЕСЕНСКОМУ ТРАКТУ – ЗА ДЕНЬГИ
В своем докладе на коллегии министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов напомнил, что 21 декабря полностью открыли построенную в рекордные сроки скоростную трассу М-12 «Восток» от Москвы до Казани протяженностью свыше 800 км.
– Кроме того, ведется строительство обхода городов Нижнекамск и Набережные Челны – участка федеральной трассы М-7 «Волга» протяженностью 81,4 км и общей стоимостью 79,1 млрд рублей. Поставлена задача – открыть данный участок в 2024 году, – сообщил Ханифов. – Также в текущем году планируется сдать в эксплуатацию 145-километровую платную трассу Алексеевское – Альметьевск. Это направление – часть дороги Шали – Бавлы, перемычка между трассами М-7 и М-5 «Урал», а также один из этапов международного транспортного коридора «Европа – Западный Китай».
По словам министра, на территории Казани также реализуются крупные дорожные проекты. В октябре 2023 года был введен в строй первый этап Вознесенского тракта от улицы Гвардейской до проспекта Победы протяженностью 3,8 км.
К слову, как информировал Рустам Минниханов, после сдачи (предположительно в этом году) второго этапа Вознесенского тракта длиной 7 км от проспекта Победы до М-7 этот отрезок дороги станет платным.
Также в Казани в этом году планируется открыть после реконструкции Горьковское шоссе протяженностью 11,35 км.
– В рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» в 2023 году выполнены работы по приведению в нормативное состояние автодорог общей протяженностью 409 км, – продолжил министр. – В результате доля трасс регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, достигла 51 процента (план на 2024 год – 51,64), а дорог городских агломераций – почти 84 процентов (в 2024 году – 85).
«НИКАКИХ ДОРОГ НЕ ХВАТИТ»
Рустам Минниханов все же добавил ложку дегтя в бочку меда: сильные метели подпортили автомобилистам впечатления от платной трассы М-12, а автомобильные заторы в Казани и ее пригородах привели ко многим негативным последствиям.
– Погода с продолжительными снегопадами показала, что мы не совсем готовы к работе в таких условиях, – констатировал Раис РТ. – А ведь 20-30 лет назад снежные бури были систематическими. Нам надо определиться, как будем решать эти проблемы. Нельзя надеяться на то, что так было только в эту зиму.
По мнению Минниханова, единственный вариант разгрузить автодороги в Казани – это опять же наладить работу общественного транспорта.
– Едут по улицам легковые машины, в большинстве из них по одному человеку сидят, максимум двое. Никаких дорог не хватит на такое обилие машин, – заметил Глава РТ. – В части работы общественного транспорта мы имеем много нареканий со стороны граждан. Руководство страны и лично Президент Владимир Путин держит эту тему на контроле.
ТЕПЛОХОДОМ, САМОЛЕТОМ…
Комментируя слова Фарита Ханифова о развитии в Татарстане речного пассажирского транспорта, Рустам Минниханов заметил, что флоту долгое время уделялось мало внимания, в результате мы его практически утратили. При этом вдоль берегов Волги и Камы находится немало населенных пунктов и садовых товариществ, до которых людям удобнее всего добираться именно водным транспортом. Глава республики напомнил, что в прошлом году в Татарстане была создана новая компания «Флот РТ», призванная возродить речное судоходство.
В ушедшем году «Флот РТ» получил два метеора производства Зеленодольского завода им. Горького, купленных за счет бюджета республики, и в конце лета совершил на них пробные рейсы до Ульяновска и Чебоксар.
– Мы заказали еще два «Метеора-2020», закладка которых состоялась на заводе 1 февраля, у нас на них большие планы, – сообщил после коллегии корреспонденту «РТ» генеральный директор «Флота РТ» Роман Лизалин. – В перспективе рассчитываем ходить до Перми, Самары, Нижнего Новгорода, Сарапула, Уфы. Однако для того, чтобы реализовать данный проект, нам катастрофически не хватает скоростных судов. В этом году одно судно поставим на ульяновское направление, другое – на чебоксарское, но этого мало, хотя бы по два теплохода поставить. Татфлотовские суда, которые нам передали, находятся в неудовлетворительном состоянии и в 2024 году не выйдут на маршруты. У нас есть программа по ремонту теплоходов. Планируем в 2025 году выпустить в навигацию не менее 15 единиц техники – это и новые, и отремонтированные суда. Однако мы бы хотели иметь в своем судоходном парке как минимум 25 единиц техники – и скоростной, и водоизмещающей.
Что касается воздушного транспорта, то, как доложил Фарит Ханифов, общий пассажиропоток через три татарстанских аэропорта – международные «Казань» и «Бегишево» и региональный «Бугульма» по итогам 2023 года превысил 5,8 млн человек. Рост в сравнении с 2022 годом на 25,3 процента.
– Это огромное увеличение, – отреагировал Рустам Минниханов. – Мы превращаемся в крупный авиационный хаб. Повышаются и нагрузки на аэропорты, руководство которых не должно снижать качество обслуживания жителей и гостей республики.
Татарстан принимает участие в федеральной программе субсидирования региональных авиаперевозок. По данным Миндортранса РТ, в 2022 году субсидировалось 45 авиамаршрутов из трех наших аэропортов, в 2023-м – 34, на 2024 год утверждены только 22 направления.
После коллегии корреспондент «РТ» генеральный директор татарстанской авиакомпании «ЮВТ АЭРО» (которая как раз выполняет межрегиональные полеты) Пётр Трубаев ответил на вопрос корреспондента «РТ», с чем связано снижение:
– Это политика Росавиации и Минтранса России, которые прежде всего утверждают субсидирование для труднодоступных регионов. Поэтому некоторые наши рейсы выпадают из списка, хотя мы подаем заявки на максимальное число рейсов.
В целом Рустам Минниханов положительно оценил работу Миндортранса РТ в минувшем году.
– Считаю, что отрасль серьезно поработала, мы с уважением относимся к вашему труду, – резюмировал он в завершение коллегии.