«Это, конечно, явление. Такой ребенок еще не скоро появится в нашем образовательном пространстве». Так отзываются о выпускнице 141-й казанской школы Зарине Бикмуллиной ее педагоги. В этом году Зарину признали лучшей ученицей республики. Второй год подряд, что беспрецедентно.
Впрочем, и таких примеров, чтобы татарстанский школьник в один год становился призером и победителем сразу трех разных всероссийских олимпиад, педагоги тоже не припомнят. В прошлом году Зарина выиграла олимпиаду по экологии, стала призером на олимпиадах по русскому языку и литературе. Нынче поучаствовать в состязаниях по русскому не удалось, зато снова победа на экологии и абсолютное первенство (больше всех баллов) на олимпиаде по литературе.
Впервые на более-менее серьезный олимпиадный уровень – республиканский – она вышла в 8-м классе. Тогда, вспоминает Зарина, это были олимпиады по биологии, истории, обществознанию, экологии, мировой художественной культуре, русскому языку и литературе. Везде – призер или победитель. Позже пришли и более весомые победы: она семь раз ездила на финал всероссийских олимпиад, три раза становилась призером, одержала три победы и одну абсолютную победу.
А ведь она еще и лауреат вокальной номинации «Созвездия», и обладатель хореографического Гран-при Всероссийской студенческой весны (в составе одного из вузовских коллективов)…
За эти годы, признается Зарина, Гульнара Валериевна стала ей больше чем учитель. Очень много времени они провели вместе, читая, анализируя, обсуждая… Приходили в школу, чтобы заниматься, даже утром 1 января. Впрочем, как и 2-го, и 3-го, и 31 декабря…
В чем секрет столь разносторонних успехов?
– Невозможно ответить на этот вопрос, – разводит руками Зарина. И, чуть подумав, добавляет: – Возможно, где ботаешь, там и тащится.
Что в примерном «переводе» с юношеского сленга означает: чем больше работаешь, тем лучше результат.
Впрочем, она точно знает ответ на вопрос, почему из всего многообразия школьных предметов, в которых она блистала, в итоге на большом олимпиадном уровне остались русский, литература и экология. Все только из-за педагогов. Кто из них нашел нестандартный подход к нестандартной ученице – тот на этот самый лучший результат вместе с ней и наработал.
– Вы же понимаете, что тут рамками школьной программы и типовыми заданиями не обойтись, – улыбается Гульнара Дупленкова, которая с 5-го класса учит Зарину русскому и литературе.
И все же у нее есть надежда на новое поколение людей, умеющих мыслить системно и видеть дальше собственных интересов. Добавим: на таких людей, как она сама
Кстати, если говорить о школьной программе по литературе, то она, признается Зарина, ее не вдохновляет. («Простите меня, Гульнара Валериевна!») Вдохновляет то, что не вписывается в классический канон. Например, один из самых загадочных русских и советских писателей Леонид Добычин. Или польская поэтесса, нобелевский лауреат Вислава Шимборская.
Зарина, что, впрочем, неудивительно, и сама пишет – вышло уже три сборника ее прозы и поэзии.
– К сожалению, – признается, – я еще не дозрела до того, чтобы писать что-то исключительно свое. Пока что это игра с предыдущими текстами, попытка вступить в диалог с теми, кто жил давно.
И никакие разговоры о том, что вся литература пост-модерна – это, собственно, и есть диалог с тем, что уже было кем-то написано, набор цитат и аллюзий, ее самокритичности не снижают. Как и собственные размышления о том, что даже у Пушкина и Ломоносова был свой литературный фундамент и что вообще в любом великом авторе всегда можно найти отклики «Илиады», «Одиссеи» или «Божественной комедии». Но к себе Зарина строга необычайно – раз не говоришь чего-то принципиально нового, значит, пока еще не поэт…
Зарина БИКМУЛЛИНА, лучшая ученица республики: | |
Решение экологических проблем всей планеты возможно только при коллективном системном подходе к этим проблемам на мировом уровне. Но, увы, политические игры вряд ли позволят человечеству объединиться в вопросах экологии – по крайней мере, пока совсем не прижмет… |
В общем, возвращаясь к теме учителей, понятно, что педагогу с такой ученицей непросто. Но очень интересно, подчеркивает Гульнара Валериевна. А главное – радует, что ученица свои способности смогла реализовать по полной программе, потому что не только умница, но и трудяга, умеет концентрироваться на необходимом и осваивать колоссальные объемы информации.
За эти годы, признается Зарина, Гульнара Валериевна стала ей больше чем учитель. Очень много времени они провели вместе, читая, анализируя, обсуждая… Приходили в школу, чтобы заниматься, даже утром 1 января. Впрочем, как и 2-го, и 3-го, и 31 декабря…
– Им очень повезло, что они нашли друг друга, – говорит директор 141-й школы Ирина Гиматутдинова. – Ведь самому талантливому человеку важно, чтобы рядом был учитель, который каждый раз помогает подняться на ступеньку выше.
А я в этот момент думаю, что и со школой в целом девочке тоже, безусловно, повезло. Бывает ведь, и нередко, когда неординарного ребенка, будь он хоть какой талантливый, просто «ломают» еще в начальных классах, принуждая быть «как все». Зарине в школе всегда шли навстречу, не пресекали ее попытки выйти за стандарты учебной программы, выстраивали для нее индивидуальную программу занятий с учетом графика различных конкурсов, олимпиад и подготовки к ним. И всегда радовались, когда она возвращалась с очередной победой.
Повезло Зарине и с родителями, которые поддерживали все ее творческие порывы. Мама, Радина Ильясовна, всегда готова была сорваться с дочкой на любой конкурс или олимпиаду. Без такой поддержки девочке, у которой в раннем детстве диагностировали тяжелую форму диабета, было бы сложно не то что побеждать – просто нормально жить. А она живет на полную катушку, ездит по турнирам, семинарам, конкурсам, поет, танцует, выдерживает всю эту сумасшедшую эмоциональную и физическую нагрузку. Кстати, мама Зарины преподает хореографию в ее родной школе, и даже разрешает дочери ставить танцы в младших классах – это, признается девочка, очень помогает сбросить напряжение после многодневных интеллектуальных бдений.
Ну а еще одно ее везение – то, что пригласили в свое время, заметив на республиканской олимпиаде, в центр детского творчества «Танко-дром», где очень серьезно занимаются с юными экологами. Победы на экологических олимпиадах – для Зарины предмет особой гордости, потому что «это единственный предмет, где мы, татарстанцы, «делаем» Москву».
Ее экологическая работа носит очень конкретный характер. Занимаясь в лаборатории оптимизации водных систем Казанского федерального университета, Зарина принимала участие в создании проекта «Экологическое состояние озера Лебяжье и возможности его ландшафтного обустройства». И в том, что сейчас на озере начались восстановительные работы, есть и заслуга их команды.
– Лебяжье мы мониторим уже два года, – рассказывает Зарина. – Было очевидно, что у озера поврежден водоупорный слой, что вода из него уходит, что жесткость ужасная… Уже сейчас на озере ведутся восстановительные работы, и это значит, что у озера появился шанс избежать высыхания. Именно поэтому для меня этот проект очень важен: это научное обоснование для конкретных действий по восстановлению водоема.
Именно с экологией она связывает свое будущее. Хотя, гуманитарий в душе, признается, что главной мечтой остается филфак. Но…
– Вы же понимаете, что гуманитарные науки сейчас не в чести, – она подходит к вопросу здраво, по-взрослому. – А надо ведь думать, где потом работать…
Правда, и с экологией, размышляет Зарина, все непросто, тоже, прямо скажем, не самая востребованная в нашем обществе наука…
– В Европе еще в прошлом веке пережили большой экологический кризис и сейчас начали из него выплывать. А Россия настолько большая страна, что, боюсь, мы слишком поздно поймем, что у нас все довольно плохо.
Что делать? Зарина полагает – решение экологических проблем всей планеты возможно только при коллективном системном подходе к этим проблемам на мировом уровне. Но, увы, политические игры вряд ли позволят человечеству объединиться в вопросах экологии – по крайней мере, пока совсем не прижмет…
И все же у нее есть надежда на новое поколение людей, умеющих мыслить системно и видеть дальше собственных интересов. Добавим: на таких людей, как она сама.