Всё упирается в контейнерные площадки

Подчинить чёткой логистике «мусорные потоки» в республике пока не получается

мусорные-контейнеры

Прошло полтора года с того момента, как республика перешла на новую систему по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО). В счёт-фактурах татарстанцев по-явился тариф – обращение с ТКО. Благодаря этим денежным средствам в регионе должна появиться вся необходимая инфраструктура – от «производителей мусора» до утилизации отходов. И хотя деньги собираются с населения полтора года, каких-то ощутимых подвижек в этом направлении пока не видно.

В чём причины – разбирались депутаты двух профильных парламентских комитетов: Комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию и Комитета по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике на выездном заседании в Набережных Челнах.

Напомним, что выстраивание всей «мусорной» цепочки в Татарстане возложено на двух региональных операторов: ООО «УК «ПЖКХ» обслуживает Западную зону республики, куда входят 21 район и Казань, а ООО «Гринта» обслуживает Восточную зону, куда входят 22 района и Набережные Челны. Цель новой системы по обращению с ТКО – это значительное сокращение захоронения отходов на полигонах за счёт внедрения раздельного сбора и прозрачности «мусорных потоков». Судя по выступлениям, прозвучавшим на заседании, до достижения этой цели ещё довольно далеко.

– Образование отходов в течение года неравномерно, основные пики приходятся на апрель и май, – сообщила генеральный директор ООО «Гринта» Светлана Ярлыченко. – В этом году из-за ситуации с коронавирусом в апреле и мае произошло увеличение пиков по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 17 и 9 процентов соответственно, а объём поступивших средств снизился на десять процентов по сравнению с мартом. Внутри компании мы решили не вводить пени и штрафы за неуплату и для юридических лиц.

Сейчас компания возвращается в нормальное русло работы, но есть системные проблемы, отметила она. В частности, это уклонение предпринимателей от заключения договоров на вывоз ТКО с регоператором. На данный момент из 73 тысяч действующих юрлиц по Восточной зоне заключены договоры только с 17 тысячами. Хотя стоит отметить, что это всё крупные «производители мусора», по-этому они приносят регоператору 84 процента от плановых начислений. В законодательстве отсутствует прямая ответственность за уклонение, поэтому  можно внести соответствующие поправки в республиканский административный кодекс, предложила гендиректор.


Если отходы не разделили около источника, то его качественно и в полном объёме разделить уже не получится. Таким образом, центром «мусорной» реформы становятся контейнерные площадки. Именно от того, насколько они приспособлены к раздельному сбору, зависит главная цель реформирования – минимизировать количество отходов, отправляемых на полигоны


Другой проблемой является отсутствие доступа у регоператора к персональным данным потребителей услуг и жилым адресам, а так как тариф считается с человека, то и нет ясной картины по этому вопросу. Организация пользуется информацией, предоставляемой управляющими компаниями. «Нами были обнаружены УК, которые на более тысячи квартир ставили проживающих ноль человек», – сказала гендиректор «Гринты». Ещё одна проблемная тема, которую регоператор не может решить самостоятельно, – это отсутствие подъездных путей к некоторым населённым пунктам. По Восточной зоне 81 поселение не имеет нормальных дорог для проезда автотранспорта для сбора мусора.  

Говоря о том, что сделано за полтора года регоператором, глава компании сообщила, что было нанято на конкурсной основе тринадцать транспортных компаний для вывоза ТКО, заключены договоры с двумя существующими мусоросортировочными комплексами и двадцатью полигонами. На территории Восточной зоны установлено 3500 новых контейнеров и ещё 1700 появятся в ближайшее время. Правда, эти контейнеры не предназначены для раздельного сбора.

– Технологическая цепочка от источника образования отходов до переработчика на сегодняшний день так и не создана, – выразил мнение депутат Госсовета РТ, руководитель ООО «Специализированное перерабатывающее предприятие ПромИндустрия» Николай Атласов. –  Существует только одна логистическая схема: от источника образования отхода до полигона. По сути, в системе вывоза ТКО ничего не изменилось. Транспортные услуги оказывают те же компании, что и раньше, только они работают на субподряде, а над ними сверху стоит регоператор. На рынке не появились новые объёмы вторсырья для переработчиков отходов.

ООО «СПП ПромИндустрия» в Набережных Челнах было установлено порядка ста контейнеров для раздельного сбора мусора и около пяти тысяч коробок для макулатуры ещё до появления на этом рынке регоператора. «Но с 2019 года развитие инфраструктуры  раздельного сбора отходов приостановлено, так как контейнеры могут устанавливаться только на специальных площадках, которые принадлежат регоператору, и без согласования частные предприятия этого делать не могут, – сообщил Николай Атласов. – Мы готовы устанавливать контейнеры для раздельного сбора за свой счёт, так как заинтересованы во вторсырье». По его мнению, чтобы развивать сектор малого и среднего предпринимательства в этой сфере, необходимо принять на республиканском уровне закон, в котором надо обязать регоператоров развивать раздельный сбор и запретить смешивание рассортированного мусора.

Если отходы не разделили около источника, то его качественно и в полном объёме разделить уже не получится. Таким образом, центром «мусорной» реформы становятся контейнерные площадки. Именно от того, насколько они приспособлены к раздельному сбору, зависит главная цель реформирования – минимизировать количество отходов, отправляемых на полигоны. На данный момент лишь четверть контейнерных площадок в Татарстане обеспечены ёмкостями для раздельного накопления. В конце прошлого года вышли новые санитарные нормы для контейнерных площадок, где прописано, что все виды мусоросборников должны быть оборудованы крышками, сама площадка – твёрдым водонепроницаемым покрытием, ограничена бордюром и (или) ограждением, иметь подъездной путь и возможность стока талых и ливневых вод. Но, пожалуй, самое важное – раздельное накопление ТКО должно исключать содержание в них органических отходов и отходов жизнедеятельности.

– Вопрос с мусором нужно решать – это всем понятно, – подвёл итоги заседания в интервью журналистам председатель Комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию Александр Тыгин. – За такой короткий срок сложно выстроить всю необходимую структуру, но мы на это нацелены. Отрасль стоит перед очень серьёзными задачами: от асфальтирования дорог к населённым пунктам до оцифровки всех мусорных потоков. Нам необходимо сохранить те частные предприятия, которые уже работают на рынке. В целом несанкционированных свалок стало намного меньше по сравнению с прошлым годом, а это показатель того, что мусор идёт по логистическим потокам. Нам предстоит подобное заседание по Западной зоне, после чего будут выработаны конкретные решения  на законодательном уровне.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости