Проектом общегосударственного значения назвали татарстанский скоростной автобан Алексеевское – Альметьевск на круглом столе о платных автодорогах, состоявшемся в рамках форума Kazan Digital Week.
ДОРОГА ДЛИНОЙ В 99 ЛЕТ
Напомним, строить 143-километровую дорогу Алексеевское – Альметьевск в Татарстане начали в 2007 году. Сейчас строительство, на которое затрачено 102 млрд рублей, приближается к концу. В следующем году его планируется завершить, а в 2025-м по дороге запустят движение и начнут взимать плату. Какими будут тарифы, пока неизвестно.
– Трасса Шали – Бавлы входит в федеральный проект «Содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения» и в будущем станет частью международного транспортного маршрута Европа – Западный Китай, – заявил на круглом столе заместитель начальника управления регионального развития и реализации национального проекта федерального агентства «Росавтодор» Денис Кирюхин.
Генеральный директор компании «Автострада» (в 2021 году Миндортранс РТ заключил с ней концессионный договор на строительство платного автобана сроком на 99 лет) Александр Комлев назвал дорогу Алексеевское – Альметьевск проектом общегосударственного значения, который ориентирован на формирование единой транспортной системы Российской Федерации.
– В 2007 году было принято решение о строительстве дороги Алексеевское – Альметьевск как части автомагистрали Шали – Бавлы, которая соединит трассы М-5 «Урал» и М-7 «Волга», – напомнил предысторию Комлев. – Формирование Шали – Бавлы началось в 2011 году, когда была введена в эксплуатацию первая очередь этой магистрали, участок Шали – Сорочьи Горы. В 2016-м завершилось возведение второй очереди, мостового перехода через Каму у села Сорочьи Горы. С 2007 года до 2020-го проект финансировался только за счет частных инвестиций. Лишь в 2020 году появилась возможность привлечь бюджетные источники. В конце 2024 года предполагается ввести в строй участок Алексеевское – Альметьевск, а с 2025- го – открыть движение по нему. И в рамках четвертой очереди, которая на данный момент находится в детальной проработке, будет продолжена прокладка трассы до Бавлов. Данный проект уникален, в том числе его сроком реализации в 99 лет.
В нынешнем году по результатам ежегодного конкурса, проводимого Минцифры РФ и Национальным центром государственно-частного партнерства (ГЧП), дорога Алексеевское-Альметьевск была признан лучшим государственно-частным проектом в сфере автомобильного транспорта. Он на 45 процентов финансируется из бюджета Татарстана, на 30 процентов – из казны РФ, остальное – это частные инвестиции, возврат которых будет обеспечиваться за счет сбора платы за проезд.
Четырехполосный автобан Алексеевское – Альметьевск проходит по территории пяти районов республики – Алексеевского, Чистопольского, Новошешминского, Черемшанского и Альметьевского. После открытий дороги время проезда от начальной точки до конечной составит 1 час 15 минут. Перспективный суточный трафик – около 27 тысяч автомобилей. Ехать по платному автобану или по бесплатной дороге – выбор самого автомобилиста. По закону у каждой платной дороги должна быть бесплатная альтернатива.
ТАТАРСТАН СТАНЕТ ТРАНЗИТНЫМ КОРИДОРОМ
По словам гендиректора «Автострады», платная трасса будет оснащена интеллектуальной транспортной системой (ИТС), которая обеспечит автоматизированное управление дорожным движением и его максимальную безопасность.
Предполагается, что ИТС будет предупреждать водителей о метеорологической обстановке, состоянии дорожного полотна,текущей дорожной ситуации ((ДТП, работы по ремонту и др.) Она же будет определять класс автомобиля, его вес и габариты, и назначать тариф за проезд. Использование передовой системы оплаты «Свободный поток» избавит водителей от необходимости останавливаться на пунктах оплаты и терять время в очередях. Для расчета за поездку можно воспользоваться мобильным приложением «Сбербанк-онлайн», терминалами «Элекснет», транспондером, который крепится на лобовое стекло с внутренней стороны.
Кстати, директор департамента информационных технологий и интеллектуальных транспортных систем госкомпании «Автодор» Игорь Антропов презентовал на круглом столе первый российский транспондер, ничем не уступающий иностранным аналогам, исчезнувшим с отечественного рынка после введения санкций.
В свою очередь генеральный директор компании «Казань-Телематика» Вахтанг Трушин рассказал, что впервые систему «Свободный поток» применили на центральной кольцевой автодороге в Московской области. Сейчас система внедряется на трассе М-12 «Восток» Москва – Казань. На очереди Алексеевское – Альметьевск.
– В настоящее время в татарстанской дорожной отрасли отмечается бум, – констатировал Александр Комлев. – К концу 2024 года в республике будет свыше 400 километров региональных платных магистралей первой категории, до этого года их было всего 60 километров. Татарстан станет большим транзитным коридором по всем направлениям, что весьма позитивно отразится на экономике региона. Автодорога Алексеевское – Альметьевск вольется в создаваемый каркас скоростных магистралей страны, обеспечив выход М-12 на Среднюю Азию и Китай.