Поднять стоимость проезда в общественном транспорте просят перевозчики крупных городов Татарстана. В Казани с нового года тариф может вырасти до 42 рублей, в Набережных Челнах и Нижнекамске – до 40 и 38 рублей соответственно. Объясняется это просто: выросли цены на обслуживание транспорта – запчасти и топливо, старые автобусы нуждаются в замене. Однако пассажиров проблемы перевозчиков не волнуют, и платить такие деньги за сомнительный комфорт они не готовы.
РЕШАТ ДО 20 ДЕКАБРЯ
Как нам сообщили в Госкомитете по тарифам РТ, к ним поступили заявки об увеличении стоимости проезда от трех городов: Казань, Набережные Челны и Нижнекамск. Тарифы просят увеличить на 16-33%.
Напомним, что сейчас в Казани при оплате проезда наличными билет обходится в 36 рублей, по банковской или транспортной карте – в 35 рублей. Если купить проездной на 100 и более поездок, цена проезда составит 25 рублей. Теперь перевозчики добиваются того, чтобы пассажиры платили 42 рубля как при наличном, так и при безналичном расчете (+16%). А проездной на 100 и более поездок снизит цену одной поездки до 30 рублей.
В Набережных Челнах, где проезд сейчас стоит 30 рублей, планируется поднять тариф до 38 рублей (+26,6%), вне зависимости от того, как будут платить пассажиры: наличкой, картой или проездным.
Самый большой рост тарифов планируется в Нижнекамске – на 33%. Там хотят установить стоимость билета в 40 рублей (против 30 рублей на данный момент). При оплате банковской картой или проездным предлагается установить тариф 35 рублей.
«Пересмотр тарифов на перевозку пассажиров обусловлен изменениями цен на материалы и запчасти для ремонта, горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание транспорта. Сейчас проводится анализ обосновывающих документов и финансово-хозяйственной деятельности организаций. Решение об изменении тарифов будет принято в срок до 20.12.2023 г.», – пояснили «РТ» в Госкомитете по тарифам.
«ЛАДНО БЫ ЕЩЕ ТРАНСПОРТ БЫЛ НОРМАЛЬНЫЙ»
Поговорив на остановке общественного транспорта в Казани с пассажирами, корреспондент «РТ» выяснила, что к росту тарифов они категорически не готовы. Для многих эта тема оказалась настолько больной, что люди готовы были пропустить свой автобус, чтобы высказать журналисту претензии.
– 42 рубля – это вообще ни в какие ворота! И ладно бы еще транспорт был нормальный. Я не знаю, кто составлял автобусные маршруты, но без пересадок в соседний район доехать практически невозможно. Либо это такой витиеватый маршрут, который занимает минимум час, – поделился возмущением мужчина лет 35. – А еще частенько бывает, что пассажиров просто высаживают посреди пути, типа автобус сломался. У меня был случай: сел на автобус №5, проехали две остановки – сломались, выходите, ждите следующий. Сел в следующий – снова две остановки и сломались, выходите. При этом оба этих автобуса просто всех высадили и поехали дальше! Это что за поломка такая? А мне каждый раз приходилось покупать новый билет. В Москве и то дешевле добраться куда-то с пересадками – там по карте «Тройка» первая поездка на метро 54 рубля, последующая в течение 1,5 часов на «наземном метро» – МЦД бесплатно.
– Я не готова оплачивать такую стоимость проезда в нашем транспорте, условия не соответствуют. Я в основном езжу на троллейбусе, они часто ломаются, стоят тут все в ряд. Приходится выходить и снова платить за проезд. Хоть бы пересадку бесплатную сделали в таких случаях, а то же никого не волнует, что пассажир до места не доехал, – вздохнула женщина лет 40.
Девушка- студентка, которая ждала на остановке автобус, рассказала, что старается ездить на общественном транспорте только в крайнем случае, чаще ходит на занятия пешком, в теплый сезон добирается до вуза на велосипеде.
– Прикол в том, что кондукторы за наличку возят дешевле. Хапают деньги себе, билеты не дают, видимо, поэтому у них автобусы и разваливаются, – предположила студентка.
«А ЧТО ИМ ОСТАЕТСЯ ДЕЛАТЬ?»
Бывший директор компании-перевозчика ООО «Агромир» Владимир Капитонов, который раньше обслуживал в Казани автобусный маршрут №62, убедился на собственном опыте, что общественный транспорт – крайне неприбыльная сфера для бизнеса. Из-за этого он и ушел с рынка в 2020 году, отдав лизинговой кампании 16 автобусов, за которые было нечем платить.
– Весь доход перевозчиков – это стоимость проезда, деньги за билеты обычных пассажиров, полной компенсации за перевозку льготников мы так и не добились, – отметил Капитонов в разговоре с корреспондентом «РТ». – Сейчас общаюсь с друзьями, которые остались в этой сфере, ситуация у них патовая. Они просят поднять проезд до 42 рублей, а что им остается делать? Автопарк устарел, их заставляют менять автобусы. Но если несколько лет назад автобус стоил 9-10 млн рублей, сейчас – 18 млн. Раньше вроде бы процентов на 20 государство субсидировало покупку автобуса. Сейчас даже если субсидию 50% дадут, это не спасет, потому что цены огромные. Я считаю, в Татарстане нужно менять подход к перевозкам. Вся Россия работает на брутто-контрактах, когда перевозчик получает деньги за километр пробега, а не за количество перевезенных пассажиров.
В исполкоме Казани «РТ» подтвердили, что на сегодняшний день в городе нужно заменить 263 старых автобуса, которые отработали 10-летний срок. В течение следующих трех лет истечет срок эксплуатации еще 128 автобусов. При этом с начала этого года цены на дизтопливо выросли на 23%, на газ – на 4%, на масла и запчасти – на 20%.
«В последнее время в Казани, как и во многих городах России, складывается непростая ситуация в области пассажирских перевозок. Снижение пассажиропотока на 10% от уровня 2019 года, рост цен на запчасти, значительный дефицит водительских и кондукторских кадров, а также неполная компенсация убытков от перевозки льготных категорий граждан ухудшило финансовое положение предприятий, увеличило стоимость проезда – признают в исполкоме. – Проезд льготников компенсируется из бюджета РТ лишь частично – 25 рублей. К сожалению, без федеральных и республиканских мер поддержки улучшить положение отрасли сложно. За последние пять лет 5 транспортных предприятий обанкротились или ушли с рынка перевозок из-за тяжелого финансового состояния», – сообщили в пресс-службе исполкома.