Необъективность школьных оценок повлияла на место Татарстана в образовательном рейтинге
Завышая школьникам оценки на контрольных, учителя оказывают им медвежью услугу. А в итоге страдает вся система образования республики. Об этом заявил министр образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин, выступая на республиканском форуме учителей иностранных языков.
Основной темой форума, конечно, были проблемы и задачи, стоящие именно перед педагогами, преподающими иностранные языки, но на пленарном заседании министр не смог пройти мимо проблем, касающихся всех учителей республики. Речь, в частности, шла о нашумевшем рейтинге Рособрнадзора, в котором Татарстан занял 22-е место.
Рейтинг – результат разностороннего анализа качества образования в регионах России – Федеральная служба по надзору в сфере образования обнародовала в начале марта. В нём учтены не только собственно учебные результаты, которые показывают школьники в том или ином регионе, но и, например, такие факторы, как практикоориентированность образования, развитие образовательной инфраструктуры, эффективность управленческих решений в отрасли…
Всего учитывалось 12 разных показателей. И по сумме Татарстан занял 22-е место. Вроде не так уж и плохо быть 22-ми среди 85 регионов. Но ведь мы всегда так гордились своими высокими результатам на ЕГЭ, победами на многочисленных олимпиадах…
Ильсур ХАДИУЛЛИН, министр образования и науки РТ: | |
Если выпускник за время экзамена тринадцать раз выходит из аудитории, его целый час нет в классе, а потом он набирает 86–90 баллов, – это вызывает много вопросов и сомнений в объективности проведения ЕГЭ. |
И в общем не зря гордились. По этим показателям мы в рейтинге действительно одни из лучших. И обидно, что, как поясняет начальник управления общего образования Минобрнауки РТ Тамара Фёдорова, «просела» республика в рейтинге только из-за двух показателей. Это объективность оценивания всероссийских проверочных работ школьников среднего звена и организационно-технологическое обеспечение и проведение ЕГЭ.
Объективность школьных оценок, констатирует Тамара Фёдорова, – это наша давняя проблема. Вот и на федеральном уровне, проанализировав работы наших школьников, пришли к выводу, что результаты их часто бывают необоснованно завышены.
– Некоторые учителя по старинке пытаются приукрасить картинку, – говорит Фёдорова. – Но нельзя необъективно оценивать работу ребёнка. Нужно давать ему знания, которые позволят получить реально хорошую оценку. А в итоге дети думают, что у них пятёрка, а там, может, четвёрка, а то и тройка…
– Мы ведь не даём никаких «квот» на оценки, – обратился к учителям Ильсур Хадиуллин. – Нам нужна реальная картина. Если объективно там двойка, пусть это будет двойка. Иначе мы оказываем медвежью услугу самим школьникам, а в итоге ещё и плохо выглядим в федеральном рейтинге.
Что касается проблем с организационно-технологическим обеспечением и проведением ЕГЭ, то этот показатель, указано в рейтинге Рособрнадзора, «оценивает уровень технической готовности региона к проведению ЕГЭ-2020, уровень сформированности механизмов обеспечения объективности экзаменационных процедур, количество организационно-технологических сбоев и нарушений, зафиксированных в ходе проведения экзаменационной кампании». Что с этим не так в Татарстане, подробно на форуме озвучивать не стали, но по некоторым репликам министра можно было понять, что видеонаблюдение, которое ведётся на всех пунктах приёма экзамена, действительно показало кое-где серьёзные нарушения.
– Если выпускник за время экзамена тринадцать раз выходит из аудитории, его целый час нет в классе, а потом он набирает 86–90 баллов, – это вызывает много вопросов и сомнений в объективности проведения ЕГЭ, – заметил Ильсур Хадиуллин.