Уяв: дорога от предков к потомкам

Сабантуй, Гербер, Балтай… По всей России отмечают окончание весенне-полевых работ. Народные праздники набирают популярность не только среди сельских жителей, но и среди горожан.

Автор статьи: Елена СИМАКОВА

Фото: пресс-служба Президента РТ

 

 

Сабантуй, Гербер, Балтай… По всей России отмечают окончание весенне-полевых работ. Народные праздники набирают популярность не только среди сельских жителей, но и среди горожан.

 

Дань традиции

В летний день, накануне сенокоса, на центральном майдане села Сиктерме-Хузангаево Алькеевского района молодые люди водят хоровод. Каждый – в бело-алом наряде с ярким орнаментом. Плавные, грациозные движения, словно плавают по озеру лебеди. Чуть поодаль разместился хор. Певцы выводят сложный узор мелодии – благодарят природу за благосклонность и покровительство.

Жарко. Пахнет разнотравьем. На горизонте видны молнии, расчерчивающие сливовое небо. Где-то идёт проливной дождь…

В Татарстане отмечают Уяв – старинный чувашский праздник, посвящённый земледелию и окончанию посевных работ. Для чувашей он имеет такое же важное значение, как Сабантуй для татар и башкир. Считается, что чем больше песен звучит во время хоровода и чем громче голоса исполнителей, тем богаче будет урожай. В этот день нельзя работать в поле, заниматься домашними делами, носить тёмную и пёструю одежду. И даже пищу готовят заранее – едят её, не разогревая.

Торжество сопровождают определённые обрядовые песни, которые запрещается петь после окончания праздника: большая беда будет.

Как правило, Уяв начинался после Николы летнего 9 (22) мая, а завершался пышными проводами на Петров день 29 июня (12 июля).
Занятие найдётся каждому

В центре села вырос целый городок с парковой зоной, ­гостиницей, крепостными стенами, детским парком и обрядовыми домиками. Праздничная площадка появилась благодаря участию в подготовке Уява уроженца Алькеевского района, руководителя сельхозпредприятия «Звениговский» Ивана Казанкова.

На республиканском уровне Уяв в Татарстане впервые прошёл в 1993 году, однако в Алькеевском районе он раньше не проводился. Мероприятие собрало более десяти тысяч гостей не только из Татарстана, но и из других регионов страны. Здесь можно было встретить жителей Йошкар-Олы, Санкт-Петербурга, Пензы, Уфы, Челябинской области и даже Дагестана и Хакасии.

Пока на главной площадке праздника звучат чарующие мелодии, рядом идёт шумная ярмарка. Народные умельцы продают удивительной красоты изделия – авторские украшения и игрушки, одеяла и пледы ручной работы, керамическую расписную посуду. Юноши и девушки в пёстрых костюмах играют на гармонях и предлагают желающим отведать национальные чувашские блюда – колбасу (ширтан), вареники с толчёным картофелем (хуран кук­ли), запеканку из творога (чигит).

На чувашском подворье не протолкнуться. Здесь вспоминают национальные обряды: проводы в армию, чувашские посиделки и свадьбы, имянаречение и т. д. Посетителей встречают просторные дворы с яркими клумбами и резными деревянными скамейками. Улыбаются и желают доброго дня хозяева. Каждый здесь долгожданный гость!

В мастерских проводятся мастер-классы по изготовлению национальных женских головных уборов (тухъя и хушпу), по чувашской вышивке, гончарному искусству, резьбе по дереву. А попробовать свои силы в рукоделии желают и стар и млад. Около мастеров выстраиваются настоящие очереди.

Село Сиктерме-Хузангаево – родина народного поэта Петра Хузангая, со дня рож­дения которого в этом году исполняется 115 лет. Нынешний Уяв посвящён жизни и наследию стихотворца, ставшего символом возрождения и независимости чувашского народа. О Хузангае рассказывает отдельная экспозиция. Старые книги, письма, фотографии… Здесь всё дышит историей.

 

Культурная ценность

Среди почётных гостей праздника – Президент Татарстана Рустам Минниханов, председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов, Глава Чувашской Республики Олег Николаев, губернатор Ульяновской облас­ти Алексей Русских и председатель Чувашской национально-культурной автономии РТ Дмитрий Самаренкин.

«Особую значимость Уяв приобретает в Год культурного наследия народов России. Чуваши – дружелюбный и трудолюбивый народ, который чтит свои язык и традиции. Он занимает достойное место в единой татар­станской семье, вносит существенный вклад в развитие республики, украшает и обогащает нашу культуру, – заявил в своём приветствии ­Рустам Минниханов. – В это непростое время необходимо сохранять совместно накопленные на протяжении многих веков ценности, почтительное отношение к историческим корням, семье и своему дому».

Олег Николаев отметил, что праздник, хоть и называется республиканским, на самом деле имеет всероссийские масштабы: «Прежде всего мы отдаём дань труду, благодарим Бога за то, что посеяли, и просим его о благополучном сборе хорошего урожая. И, подпитываясь источником силы, который исходит из древности, многонациональный российский народ смело идёт в будущее. Все мы, сливаясь в одну большую мощную реку, делаем нашу страну непобедимой и способной преодолевать любые препятствия».

Уяв – праздник созидания и народного искусства, подчеркнул Геннадий Зюганов.

«Здесь, на этой чудной земле, среди этих уникальных людей, мы чувствуем себя единой семьёй, сообществом друзей и братьев», – сказал он.

Слово «уяв» буквально означает «соблюдение» (от «уя» – «блюсти»). В наши дни этот праздник широко отмечают не только в Татарстане, но и в Башкортостане, Самарской и Ульяновской областях.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще