Три ипостаси Талгата Галиуллина

Количество претендентов на премию имени Г. Тукая растёт из года в год. Означает ли это, что у нас всё больше становится выдающихся произведений литературы и искусства?

Фото: kpfu.ru

На соискание Государственной премии РТ имени Габдуллы Тукая

 

Талгат-Галиуллин

 

Количество претендентов на премию имени Г. Тукая растёт из года в год. Означает ли это, что у нас всё больше становится выдающихся произведений литературы и искусства, которые могли бы стать явлением отечественной культуры?

 

Допустим. Но почему же тогда они не будоражат умы и сердца общественности, не появляются на страницах федеральных литературных журналов, не вызывают жаркие дискуссии, не становятся фильмами, спектаклями, телесериалами? Произведения, удостоенные столь высокого государственного признания, должны нести большой духовный заряд, укреплять творческий престиж Татарстана, а сами авторы таких творений по профессиональным качествам, по творческой высоте должны быть «полномочными послами» республики от искусства хотя бы в тюркском мире.

Великие произведения, на каком бы языке они ни создавались, рано или поздно приобретают широкую известность. Но в последние годы трудно назвать такие образцы, созданные на татарском языке. Нельзя всё валить только на проблемы художественного перевода, хотя они и существуют. Как мне кажется, увеличилось количество расторопных, амбициозных авторов, которые, оценив уровень лауреатов прошлых лет, думают: «А чем я хуже?»

 


Сборник Т. Галиуллина «Отколотое зеркало» – своеобразный литературный калейдоскоп жизни современного общества. Состоящая из шести повестей и двух десятков разнохарактерных рассказов, эта книга продолжает художественное осмысление социальных явлений, начатое в романе-трилогии «Сает Сакманов»


 

Между тем среди произведений, выдвинутых когда-то на Тукаевскую премию, но не удостоившихся её, действительно были очень крупные и значительные. Одним из них, на мой взгляд, является роман-трилогия Талгата Галиуллина «Сает Сакманов». Образ главного героя трилогии как средоточие сложнейших противоречий перестроечной эпохи, её положительных и отрицательных сторон писатель возвёл в художественный тип – явление, которое можно назвать «сакмановщиной». Как и «маниловщина» Гоголя, «обломовщина» Гончарова или «манкурт» Айтматова, «сакмановщина» достойна отдельного изучения. К сожалению, это явление не отступило в прошлое и всё шире распускает свои ядовитые побеги. Взгляд через призму «сакмановщины» мог бы на ранней стадии выявить многие болезни нашего общества, чтобы поставить правильный диагноз и назначить соответствующее лечение. Поэтому при рассмотрении выдвинутых в этом году на соискание премии имени Г.Тукая книг Талгата Галиуллина обязательно нужно иметь в виду и это выдающееся произведение автора.

Современная татарская литература в жанровом отношении не стоит на месте, но нет у нас пока таких биографических или автобиографических романов и повестей, как «Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Толстого, «Мои университеты» М.Горького и т. д. Да, у нас появилось несколько книг из татарской серии ЖЗЛ. Но они далеки от художественной литературы, скорее это научные трактаты с элементами художественности. Иное дело роман-эссе Талгата Галиуллина «Созвездие Мухаммата Магдеева», где автор создаёт метафорический портрет тончайшего мастера татарской прозы минувшего столетия. Он создаёт этот портрет не общепринятым способом, то есть красочным описанием его жизненного пути, любовных похождений, а при помощи художественного анализа основных произведений Магдеева – повестей «Мы – дети сорок первого года», «Куда прилетают журавли», «Человек уходит – песня остаётся», романов «Вечная весна» и «Прощание». Литературоведческий анализ становится методом работы, из которого автор черпает выразительные средства и сочные краски, рисуя портрет своего коллеги. Это новшество, привнесённое в литературу Талгатом Галиуллиным, тоже достойно особого внимания и оценки.

«Мы – потомки страны «Тартария» – ещё один весомый труд, подтверждающий, сколь серьёзен и глубок в своих литературоведческих изыс­каниях Галиуллин-учёный, Галиуллин-критик. Издание книги на русском языке многократно расширяет его читательскую аудиторию. Нужно признать, что мы замкнуты в своей скорлупе, не уделяем должного внимания пропаганде достижений татарской литературы, не приучены вписывать её в общероссийский и европейский контекст. Книга Талгата Галиуллина отчасти восполняет этот пробел. Благодаря этому труду имена корифеев татарской литературы, а именно Тукая, Дэрдменда, Исхаки, Бабича, Такташа, Мусы Джалиля, Фатиха Карима, Сибгата Хакима, Хасана Туфана, Ильдара Юзеева, приобретают привлекательность в глазах европейски просвещённого читателя. Можно сказать, что «Тартария» Галиуллина – самое заметное явление среди наших русскоязычных изданий последних лет.

 


Профессора Галиуллина называют своим учителем многие молодые учёные республик Поволжья и Приуралья, критик Галиуллин поднял на большую высоту планку художественных требований к татарской литературе, внёс огромный вклад в осмысление литературных явлений периода «оттепели». Писатель Галиуллин нашёл новые выразительные средства, предложил ёмкое понятие «сакмановщина», объясняющее многие явления нашей жизни постперестроечного периода


 

Сборник Т. Галиуллина «Отколотое зеркало» – своеобразный литературный калейдоскоп жизни современного общества. Состоящая из шести повестей и двух десятков разнохарактерных рассказов, эта книга продолжает художественное осмысление социальных явлений, начатое в романе-трилогии «Сает Сакманов». Недаром по повести «Зять» режиссёром Ахтямом Зариповым снят телесериал, который с успехом шёл на голубых экранах.

Редкий учёный-литературовед становится литературным критиком, тем более – успешным прозаиком. Талгат Галиуллин стал и тем, и другим, и третьим. Профессора Галиуллина называют своим учителем многие молодые учёные республик Поволжья и Приуралья, критик Галиуллин поднял на большую высоту планку художественных требований к татарской литературе, внёс огромный вклад в осмысление литературных явлений периода «оттепели». Писатель Галиуллин нашёл новые выразительные средства, предложил ёмкое понятие «сакмановщина», объясняющее многие явления нашей жизни постперестроечного периода. Эти три ипостаси Талгата Галиуллина делают его цельной личностью, оказывающей заметное влияние на эстетические вкусы общества.

В 1992 году мы с поэтом Равилем Файзуллиным были участниками международного фестиваля тюркской поэзии в Турции. Один из дней этого форума был посвящён азербайджанской литературе. Под впечатлением от услышанного мы задумались – кто бы мог с подобного рода трибуны достойно представить татарскую литературу? И пришли к выводу – это Талгат Набиевич Галиуллин. Обширные познания в мировой литературе, большой опыт вузовского лектора, умение просто, без занудного академизма говорить о сложном делают его «полномочным послом» татарской литературы всегда и везде.

Ренат ХАРИС,
народный поэт Татарстана, лауреат Госпремии РФ

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще