Современные предприниматели думают не только о деньгах, но и о своем реноме
Казалось бы, еще недавно социальный бизнес россияне считали утопией. А сейчас практически каждая уважающая себя компания реализует какой-либо соцпроект. К примеру, корпорация LG Electronics первой из бизнес-сообщества включилась в программу Минздрава РФ по развитию массового добровольного донорства да еще привлекла к этому компанию «Эльдорадо». «Билайн» открыл бесплатную линию по поиску пропавших детей (8-800-700-54-52). «МеГА» запустила акцию «Подари новую жизнь старым вещам»…
А татарстанская группа «Смайл», присутствующая в 25 городах России и Узбекистана, организовала корпоративный дет-ский театр. И намерена к предстоящему Новому году безвозмездно показать ребятишкам из многодетных семей музыкальное представление «Морозко», которое состоится 22 декабря в Культурном центре МВД РТ в Казани, где у компании находится центральный офис. Подобных примеров можно привести превеликое множество. Как заметил председатель Общественной палаты РТ Анатолий Фомин, наступило время, когда успешным предпринимателям, которые преодолели риски, связанные с начальным этапом деятельности, уже понадобилось признание обществом не только их деловых, но и морально-человеческих качеств.
Анатолий ФОМИН: Наступило время, когда успешным предпринимателям, которые преодолели риски, связанные с начальным этапом деятельности, уже понадобилось признание обществом не только их деловых, но и морально-человеческих качеств
Неслучайно Президент России Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию высказался за снятие барьеров на пути развития волонтерства и благотворительности, к чему так тянутся нынешние предприниматели. И небезосновательно.
НЕ ТОЛЬКО МОДНО, НО И ВЫГОДНО
По словам председателя комиссии Общественной палаты РТ по экономическому развитию, инфраструктуре жизнедеятельности граждан, генерального директора казанской аудиторско-консалдинговой фирмы «Аудэкс» Айрата Гимадутдинова, социальные инвестиции бизнеса – это и вклад в улучшение жизни тех, кому они предназначены, и благо для самого предприятия, поскольку помогают развитию бизнеса. Почему?
– Во-первых, формируется репутация ответственной фирмы, – считает он. – По данным европейских исследований, от 60 до 80 процентов покупателей предпочитают продукцию социально ориентированных предприятий. В мире ежегодно на рекламные кампании тратится в среднем 500 млрд долларов, социальный бизнес дает аналогичный рекламе эффект. Во-вторых, волонтерские и благотворительные акции сплачивают коллектив: 80 процентов сотрудников гордятся тем, что работают на социально ответственном предприятии. В-третьих, социум поддерживает такие компании, ведь миссия предпринимателя – быть полезным государству. «Больше дать обществу, чтобы заслуженно больше получить» – этому принципу должен следовать бизнес.
«Самое время заменить идеал успеха идеалом служения»
Альберт Эйнштейн
Вадим Ковалев, первый заместитель исполнительного директора делового объединения России «Ассоциация менеджеров», в которую входят сто крупных и средних компаний, свыше трех тысяч профессиональных управленцев из 56 регионов страны, также уверен, что вложения в благотворительность и волонтерство – это умные инвестиции. Они улучшают корпоративный имидж предприятия и повышают ценность его бренда. Что в конечном счете положительно влияет на уровень продаж производимой продукции или оказываемых услуг, на качество взаимодействия с деловыми партнерами, представителями власти и других заинтересованных сторон.
ВОЛОНТЕР – ЗВУЧИТ ГОРДО!
Корпоративное волонтерство в Татарстане достигло своего апогея, пожалуй, в 2015 году, который по инициативе Президента Рустама Минниханова был объявлен Годом парков и скверов. Тогда к реконструкции и созданию новых зеленых зон отдыха, казалось, подключилась вся республика. Но в финансовом отношении основной движущей силой стали предприятия. Самые активные из них в конце 2015-го получили сертификаты Правительства РТ под названием «Покровителю парка». Среди них – более двадцати как известных крупных компаний, так и небольших, бывших доселе не на слуху. Это Казанский вертолетный завод, «Татнефть», «Газпром трансгаз Казань», «Гринстан», «Парк-Сервис», «Фонтан-Сити» и другие. С их участием только за год благоустроено свыше трех миллионов квадратных метров парковых территорий, высажены тысячи деревьев и кустарников…
«Человек тем более совершенен, чем более он полезен для широкого круга интересов общественных, государственных и всего человечества»
Дмитрий Менделеев
А в масштабах России к лидерам корпоративно-ответственных компаний Вадим Ковалев относит холдинг «En+Group». Эта российская индустриальная группа объединяет предприятия, работающие в сфере металлургии, энергетики, горнорудной промышленности. Именно она шесть лет назад запустила экомарафон «360 минут ради Байкала», который начинался со ста волонтеров из этой корпорации, занявшихся благоустройством прибрежной территории самого крупного в мире пресного моря. На сегодня компания привлекла к работе по сохранению здешних живописных природных мест около 30 тысяч добровольцев, сумевших собрать и утилизировать почти 500 тысяч кубометров мусора. А теперь эти волонтеры очищают от грязи и другие заповедные места России… Хороший пример для подражания. В Татарстане тоже немало водоемов, требующих ухода.
ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ «ГЕНЕРАЛА»
По данным совместного исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и сервиса Добро.Mail.ru, каждый второй сотрудник любой компании готов заниматься благотворительностью и волонтерством, но при поддер-жке работодателя. Главное, чтобы сам генеральный директор был приверженцем принципов корпоративной социальной ответственности.
Антон ГРАЧЕВ, директора казанского технопарка в сфере высоких технологий «IT-парк»: | |
Если говорить о специфике IT-бизнеса, то основу нашей отрасли составляют исключительно люди. |
Как свидетельствуют международные эксперты, эгоистичные цели предпринимателя приводят его к проблемам в бизнесе, кроме того, скупые люди – более несчастливы и в делах, и в жизни вообще. Чтобы построить социально ответственную компанию, необходимо прежде всего этично и внимательно относиться к своему персоналу. А именно – создать для него комфортные условия труда, обеспечить соответствующими льготами и гарантиями, исключить дискриминацию среди сотрудников…
По словам Антона Грачева, директора казанского технопарка в сфере высоких технологий «IT-парк», в данной отрасли роль человека особенно важна, и здесь не приемлем термин «корпоративная эксплуатация», который некоторые бизнесмены любят кулуарно применять.
– Если говорить о специфике IT-бизнеса, то основу нашей отрасли составляют исключительно люди, – констатирует он. – В IT-компании взаимодействие с персоналом происходит на наиболее высоком уровне, нежели на любом другом производственном предприятии, где достаточно просто научить человека нажимать на кнопки, чтобы запустить в работу автоматизированные станки. У нас роль человека очень сильна. Все красивые рекламные картинки Google, Yandex, Yahoo и других информационных ресурсов направлены на борьбу за кадры. Во всех крупных IT-корпорациях создаются максимально прагматично-комфортные условия для сотрудников: пожалуйста – вот вам еда, возможность поспать среди белого дня, если угодно. Только в трусах на работу не приходите, чтобы не шокировать окружающих. IT-бизнес – предельно либерален к своему коллективу…
В условиях экономического кризиса, западных санкций тема социального бизнеса у российских предпринимателей становится животрепещущей, поскольку возникает соблазн сэкономить на определенных акциях. Но, с другой стороны, трудности подстегивают к сплочению единомышленников и более выгодному использованию инструментов каких-либо социальных программ, реализовывать которые считают делом своей чести все авторитетные мировые компании.