– Радик Рауфович, насколько актуально для нашей республики решение Президента РФ о списании 2/3 задолженности регионов по федеральным бюджетным кредитам?
– Хотел бы сначала несколько слов сказать о том, что наша республика уже активно участвует в реализации другого, ранее принятого федеральными властями решения, в соответствии с которым имеется возможность уменьшать долговую нагрузку на бюджет республики…
– Вы имеете в виду механизм по постановлениям Правительства РФ номер 1704 и 1740?
– Да, речь именно об этом. В рамках реструктуризации задолженности перед федеральным бюджетом, проведенной в 2020 и 2021 годах, Республикой Татарстан были приняты обязательства по осуществлению определенных вложений в инфраструктуру, которые обеспечивают реализацию инвестиционных проектов. Эти проекты были одобрены на федеральном уровне.
В рамках реализуемого механизма предусматривалось, что на сумму дополнительных налоговых поступлений от этих проектов в федеральный бюджет будет возможно списание части долга перед федеральным бюджетом по ранее полученным бюджетным кредитам. На настоящий момент таким путем нам уже удалось списать 9,6 млрд. рублей задолженности перед федеральным бюджетом. Мы ожидаем, что реализация уже применяемого механизма будет продолжена и в дальнейшем.
– А что вы все же можете сказать относительно решения, озвученного в недавнем Послании Федеральному Собранию?
– Я думаю, никто не будет сомневаться в том, что данное решение безусловно положительно скажется на финансовом положении субъектов Российской Федерации. При этом сейчас все будут ожидать разработки Правительством РФ порядка и правил, в соответствии с которыми станет реализовываться решение о списании. Что же касается нашей республики, отмечу, что мы тоже надеемся принять участие в реализации нового механизма. Многое будет зависеть от конкретных деталей, которые будут сопровождать исполнение решения Президента.
По имеющейся предварительной информации, ожидается, что новый механизм начнет применяться со следующего года. При этом часть задолженности регионов по федеральным кредитам не будет включаться в новый механизм. В то же время предлагается условие, что объем средств, соответствующий сумме списываемой задолженности, необходимо направлять на поддержку инвестиций и инфраструктурных проектов. С учетом этого, повторюсь, представляется целесообразным дождаться принятия на федеральном уровне конкретных правил и порядка реализации отраженного в Послании решения.
– Радик Рауфович, скажите, какой объем государственного долга у республики на настоящий момент?
– Объем долга республики на 1 марта текущего года составляет 125,5 млрд рублей, в том числе 115,9 млрд приходится на федеральные бюджетные кредиты, 9,6 млрд – на государственные гарантии. При этом отмечу, что до конца апреля должна быть погашена задолженность в объеме около 15 млрд рублей по бюджетным кредитам, привлеченным в прошлом году в целях опережающего финансового обеспечения расходных обязательств республики в рамках реализации федеральных проектов «Жилье», «Современная школа», «Культурная среда», «Модернизация первичного звена здравоохранения», «Региональная и местная дорожная сеть» для строительства и капитального ремонта объектов в соответствующих сферах. Источником средств для погашения указанных сумм будут являться поступающие из федерального бюджета межбюджетные трансферты.
– Объемы, конечно, впечатляющие. Хотелось бы услышать ваш комментарий: как известно, по объему регионального госдолга мы находимся в самой верхней части списка регионов.
– Да, действительно, по общему объему долга в абсолютном выражении у нас один из самых высоких показателей среди субъектов Российской Федерации. В то же время важно учитывать несколько дополнительных обстоятельств. Так, в первую очередь, как следует из того, что я уже отмечал, в настоящее время у республики нет обязательств по рыночным заимствованиям, то есть по средствам, привлеченным в виде банковских кредитов и выпусков государственных ценных бумаг. Это положительно сказывается на минимизации расходов на обслуживание долговых обязательств или, если говорить по-другому, на выплатах процентов – с учетом того, что рыночные заимствования являются более дорогостоящими в сравнении с федеральными бюджетными кредитами.
Далее, что касается величины нашего госдолга, предлагаю сопоставить его с объемом налоговых и неналоговых доходов бюджета республики, который по итогам прошлого года составил 407,2 млрд рублей. Соотношение этих показателей – около 31 процента, что является, по применяемым Минфином России оценкам, вполне приемлемым показателем. Да и в целом в рамках проведения на федеральном уровне оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации необходимо отметить, что Республика Татарстан регулярно включается в группу регионов с высоким уровнем долговой устойчивости.
Также отмечу, что наши обязательства по погашению федеральных бюджетных кредитов сильно растянуты во времени – вплоть до 2038 года. Это является результатом в том числе последовательно проводившейся, начиная с 2012 года, работы по реструктуризации обязательств перед федеральным бюджетом на долгосрочный период.
– Да, конечно, можно согласиться, что только что отмеченные вами моменты являются позитивными факторами. По информации, приходившей в этом году, положительная оценка нашей республики была и со стороны ведущих отечественных кредитных рейтинговых агентств.
– Наше взаимодействие с российскими рейтинговыми агентствами «Эксперт РА» и АКРА («Аналитическое кредитное рейтинговое агентство») продолжается. В декабре 2023-го и в феврале текущего года ими были подтверждены кредитные рейтинги Татарстана. Причем на максимальном уровне по шкале, применяемой на территории Российской Федерации. Как отмечают рейтинговые агентства, позитивное влияние на оценку республики оказали такие факторы, как относительно высокие показатели развития региональной экономики, комфортный уровень инвестиционной привлекательности, сбалансированное исполнение бюджета и устойчивая ситуация в сфере госдолга республики.
Безусловно, нынешний этап социально-экономического развития Татарстана и страны в целом продолжает определяться высокой степенью неопределенности, усиливающимся давлением факторов, возникающих в рамках складывающихся геополитических процессов, санкционного давления и административных ограничений в отношении Российской Федерации со стороны недружественных иностранных государств. Но все это нас заставляет только еще более внимательно и вдумчиво подходить к решению всех вопросов, связанных с проводимой в республике политикой как в вопросах формирования и исполнения бюджета республики в целом, так и в вопросах, связанных с государственным долгом республики в частности.