В ТРОЙКЕ – «ЛАДА» И ДВА «КИТАЙЦА»
По данным аналитиков «Авито Авто», спрос на новые автомобили в Казани за 2023 год увеличился более чем в 2,5 раза. Тогда как по всей России – в 1,5 раза. При этом средняя цена нового автомобиля в столице РТ к концу года выросла на 26% и составила в среднем около 3,3 млн рублей.
Топ самых популярных у казанских покупателей моделей возглавила отечественная Lada Granta по средней цене 845 тыс. рублей. Но если в досанкционные времена за недорогими автовазовскими моделями в рейтинге шли корейские KIA, Hyundai и американский Chevrolet, то в этом году на втором месте по популярности – китайский Haval Jolion за 2,4 млн рублей, на третьем – китайская OMODA C5, которая чуть дороже 2,8 млн. Далее – ГАЗель Next и Lada Vesta. В десятку самых популярных также вошли китайские марки Chery, Geely, Exeed.
– Рост спроса на новые автомобили стал особенно заметен в конце года. На фоне успеха российского и китайского автопрома отмечается снижение спроса на корейские, европейские и японские автомобили, – констатировал управляющий директор «Авито Авто» Кирилл Вотяков.
В Сберстраховании отметили, что китайская марка Chery впервые вошла в тройку лидеров автострахования в Татарстане – за 11 месяцев 2023 года на эти машины оформили в пять раз больше полисов КАСКО, чем в аналогичный период прошлого года. Автомобилей Exeed застраховали в 20 раз больше, чем в прошлом году. В целом по стране, по данным СберАвто, продажи китайских машин в 2023 году выросли в четыре раза по сравнению с 2022 годом. Чаще всего их покупают жители Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области.
Как рассказали «РТ» в ГК «Кан Авто», автодилеры в уходящем году заметили рост продаж новых легковых машин более чем на 60% – их купили более 12 тысяч. На первом месте по продажам также Lada, за ней – китайские Chery, Haval, Geely, Changan.
– Авторынок в этом году начал восстанавливаться после 2022 года, хотя объем продаж еще далек от досанкционных значений. Повышение ключевой ставки Центробанка до 16% сказывается на выдаче автокредитов. В кредит берут около 40% новых автомобилей, и если в октябре тогда еще грозящее повышение слегка подстегнуло рынок автокредитования и обернулось положительной динамикой, то в ноябре, напротив, начало работать в минус, – рассказали в пресс-службе компании. – В целом мы довольны результатами продаж в 2023 году, однако всегда есть куда расти. В 2024 году эксперты аналитического агентства «Автостат» прогнозируют рост рынка на 19-20% по сравнению с этим годом.
В «Кан Авто» также сообщили, что в ближайшие месяцы в казанских салонах появится новый китайский кроссовер Chery Tiggo 9. Кроме того, ожидается премьера внедорожников Jetour Traveller, Tank 400, Tank 700. Так же в 2024 году в России дебютирует китайский бренд Wey.
ДЕШЕВО И СЕРДИТО
– Спрос напрямую зависит от цены: китайцы предложили адекватную стоимость, конечно, их машины берут, – прокомментировал тренд председатель ТРО «Всероссийское общество автомобилистов», директор республиканской детско-юношеской автошколы Юрий Кулагин. – Сам я сначала скептически относился к китайскому автопрому, сейчас поменял свое мнение. Они подтянулись по качеству за европейскими марками и стали ничуть не хуже.
Если рынок новых автомобилей пришел в этом году в движение, о вторичном такого не скажешь. По словам руководителя татарстанской компании «Твой Автоэксперт» Павла Кузнецова, многие решили повременить с продажей своей старой машины и покупкой новой – дескать, можно и еще поездить.
– Интересно, что если раньше вторичный и новый рынок не сильно отличались по предпочтениям, просто кто-то мог приобрести новый Solaris, а кто-то – подержанный, то сейчас рынок новых автомобилей переориентируется на китайцев, а вторичный рынок их вообще не рассматривает, тем более, что их там пока очень мало, – отметил Кузнецов. – Сейчас на вторичном рынке продают и покупают машины две категории автовладельцев: те, кто ездил на премиальных автомобилях, ищут себе такие же, но максимально свежие. А те, кто использовал бюджетные машины, – KIA RIO, Volkswagen Polo, Hyundai Solaris, выбирают такие же, но не новые, а 10-летние. Свежие корейские машины не в ходу, потому что они дорогие, и люди думают, что чем покупать двух-трехгодичный Solaris, можно немного добавить и взять нового «китайца».
По словам эксперта, отзывы о китайских машинах в основном хорошие, недовольны разве что те, кто вынужденно пересел на них с европейского премиума.
– Например, человек раньше ездил на Land Rover, но новый сейчас вместо 15 млн стоит 30 млн. И у человека возникает резонный вопрос: почему бы мне не посмотреть на китайский премиум-сегмент, например, Honqi. Но некоторые потом разочаровываются, увидев разницу между европейским премиумом и китайским. Если же человек ездил на KIA RIO и купил себе Exeed, ему это прямо «вау». Китайцы же напичканы всем, чем можно. Это весьма неплохие варианты сегодня, – считает Кузнецов.
По его словам, параллельный импорт автомобилей после введения повышенного утилизационного сбора практически сошел на нет:
– И это понятно. Получается очень дорого, а гарантии на машину нет. Возникают резонные вопросы: за что я должен столько платить, где брать запчасти, случись что, и сколько ждать… Лично я не советую своим клиентам такую схему.