Покатались и хватит: электросамокатам в Татарстане перекрывают кислород

Лишь со вчерашнего дня покатились по улицам Казани прокатные электросамокаты, хотя снег в городе давным-давно сошел и кикшеринговые кампании были готовы начать сезон в начале апреля. Однако городские власти никак не давали им отмашку, раздумывая, как уменьшить на улицах количество «шайтан-машин», от которых пешеходам на тротуарах нет прохода. В итоге сезон все-таки стартовал, но количество действующих парковок электросамокатов в Казани сильно уменьшилось. А в Набережных Челнах кикшеринг уже запретили полностью.

Покатались и хватит: электросамокатам в Татарстане перекрывают кислород

НАДОЕЛО, НАКИПЕЛО

Напомним, сервисы аренды электросамокатов начали развиваться в столице Татарстана после пандемии. Каждый год число самих самокатов и предназначенных для них парковок росло чуть ли не в геометрической прогрессии: в 2021 году в Казани было 122 самокатных парковки, в 2022-м – 500, в 2024-м – уже около 1400. Одновременно росло и недовольство самокатами: прозванные в народе шайтан-машинами, с каждым годом они все больше раздражали пешеходов и автомобилистов, были случаи, когда самокатчики сбивали с ног прохожих на тротуарах или сами оказывались под колесами машин на дорогах.

В попытках отрегулировать этот бардак в 2023 году в Правила дорожного движения включили понятие «Средство индивидуальной мобильности» – СИМ. К ним в частности отнесли электросамокаты, мощность двигателя которых не превышает 0,25 кВт, а максимальная скорость – 25 км/ч. Водительские права для управления СИМ не требуется, а при отсутствии велодорожки им разрешается ездить по тротуару. Однако пешеходам от введения нового термина легче не стало. Не помогло и возрастное ограничение – брать в аренду электросамокат разрешается только с 18 лет, однако подростки с помощью чужих аккаунтов обходят это ограничение. А кататься на личных электросамокатах можно и в более раннем возрасте.

В декабре прошлого года на заседании Правительства Татарстана, посвященном безопасности дорожного движения, глава МВД по РТ Дамир Сатретдинов негативно высказался по поводу бурного развития кикшеринга в Татарстане и предложил не предоставлять муниципальную землю для парковки арендных электросамокатов, так как инфраструктура городов в Татарстане к ним еще не готова.

– Я всегда был против электросамокатов. Наверное, каждый из вас чувствует дискомфорт, когда летит этот самокат на тебя. Надо наводить порядок, – поддержал его Раис республики Рустам Минниханов.

Покатались и хватит: электросамокатам в Татарстане перекрывают кислород

НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ ПРОТИВ КИКШЕРИНГА

В этом году силовики не изменили своего мнения: несколько дней назад в эфире местного телеканала начальник отделения ГАИ по Казани Михаил Савин выразил надежду, что сезон кикшеринга в городе нынче не состоится. Он привел в пример Пермь, где местные власти в 2024 году создали сервисам проката электросамокатов такие условия, что они просто ушли из города. В результате в Перми произошло лишь 8 ДТП с участием СИМ – в 10 раз меньше, чем годом ранее.

Категорически против кикшеринга выступил и мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев. О том, что электросамокатов в автограде не будет, он заявил на прошлой неделе на заседании городской комиссии по безопасности дорожного движения.

– В стране нет четкого закона, который бы регулировал передвижение средств индивидуальной мобильности, – констатировал он. – Правил нет, инфраструктуры нет, ответственности участников нет. Это все равно, что без правил дорожного движения выпустить на дороги машины… В такой ситуации ответственность лежит на органах местного самоуправления. Как ответственные руководители города считаем, что пока на федеральном уровне не отрегулируют эти вопросы, мы не имеем морального права дать разрешение на аренду электросамокатов. Почему пешеходы должны подвергаться опасности?

Об ответственности задумались и казанские власти. Если в прошлые годы сезон кикшеринга в Казани стартовал 5–7 апреля, этой весной самокаты на парковках появились с большим опозданием, а мобильные приложения сервисов Whoosh и Urent заработали только вчера.

СОКРАТИТЬ ПАРКОВКИ, СНИЗИТЬ СКОРОСТЬ

Вчера же мы получили от исполкома Казани ответ на свой вопрос, быть или не быть прокатным электросамокатам в городе, который задали еще на прошлой неделе.

«В Исполкоме Казани продолжается работа над решением, которое поможет сделать наш город безопаснее и комфортнее для пешеходов, водителей и пользователей электросамокатов . Подготовлено предложение о сокращении парковок для электросамокатов – прежде всего в центральной части города, где исторически сложившаяся застройка с узкими тротуарами зачастую не позволяет безопасно использовать СИМ. Предлагается исключить 568 парковок из 1340, действовавших в прошлом году. Таким образом емкость парковок может сократиться с 13 тыс. до 8 тыс. электросамокатов. Скорость движения самокатов предлагается ограничить 20 км/ч. Инициатива направлена в Правительственную комиссию РТ по обеспечению безопасности дорожного движения и в настоящее время ожидается решение. Считаем, предложения позволят повысить безопасность на улицах Казани», – сообщили нам в комитете по транспорту исполкома.

В общем, судя по всему, в Казани хотят найти компромисс – чтобы электросамокаты в городе были, но не так много.

ЗАПРЕТИТЬ И ТОЧКА

Однако многие эксперты такой компромисс не одобряют.

– Я считаю, пока нет установленных правил дорожного движения и инфраструктуры для этих СИМ, было бы правильным не пускать сервисы аренды электросамокатов в города республики. Это нужно для безопасности людей, в первую очередь – для безопасности детей, – высказал свое мнение «РТ» депутат Госдумы РФ от Татарстана Айрат Фаррахов.

– Не должно быть массового проката электросамокатов, пока хотя бы на половине улиц, где это все внедряется, не появится велоинфраструктура, – солидарен с ним казанский урбанист Дмитрий Сагдеев. – Очевидно, что самокаты раздражают людей все больше и больше, им не рады ни на тротуарах, ни на дорогах. Сторонники электросамокатов сравнивают эту ситуацию с появлением автомобилей в начале XX века. Дескать, когда авто только появились, разделения улиц на тротуары и проезжую часть еще не было, а правила дорожного движения вырабатывались со временем путем проб и ошибок. По их мнению, электросамокаты проделывают тот же путь. Но они упускают важную деталь: когда появились автомобили, они не были сразу доступны широкому кругу пользователей, желающие не могли на любом перекрестке взять напрокат автомобиль, и тем более – купить. Обустроить везде и сразу велодорожки невозможно, потому что речь идет не просто о перекладке асфальта, для этого нужно переделывать весь проект улицы. Поэтому у властей остается единственный выход – просто запретить прокат электросамокатов, что уже сделали в Перми и внезапно в Париже. Если у нас будут ездить только личные электросамокаты, инфраструктуру можно делать постепенно, поскольку количество личных самокатов растет не так стремительно.

Единодушно против электросамокатов выступают и врачи, которым регулярно приходится спасать покалеченных поклонников модного транспорта.

Рустам Минниханов Айрат Фаррахов МВД по РТ электросамокаты кикшеринг
Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости