В Татарстане нет своей киностудии, и ожидать её появления даже в отдаленной перспективе не приходится. Тем не менее татарстанский кинематограф – это уже не фантом, каким он представлялся многим некоторое время назад.
С тех пор как почила в бозе Казанская студия кинохроники, «крайним» по части организации фильмопроизводства является бюджетное учреждение «Татаркино», где на днях подвели итоги уходящего года и презентовали журналистам новые кинопроекты.
Итак, по информации директора «Татаркино» Миляуши Айтугановой, в этом году в республике под грифом «национальное кино» выпущено 15 фильмов. Сюда входит всё: игровое и документальное кино, короткий и полный метр, фильмы, созданные по госзаказу, и так называемое продюсерское кино, когда режиссёры сами, без помощи государства, находят средства и реализуют свои творческие идеи. Как минимум три-четыре названия этих фильмов, благодаря прежде всего их участию в различных кинофестивалях, сегодня на слуху. Это полнометражные «Мулла» и «Байгал», игровые короткометражки «Халима», «Представь» и «Яблоко любви». Причём среди режиссёров этих фильмов только Ильдара Ягафарова («Байгал») можно причислить к мэтрам, все остальные – дебютанты в кино: Рамиль Фазлиев и Амир Галиаскаров («Мулла»), Юлия Захарова («Халима»), Фируза Зиннатуллина («Яблоко любви»).
Пятнадцать фильмов в год – много это или мало? Ну не Болливуд, конечно, но по меркам российского регионального кино эта цифра вполне сопоставима с тем, что ежегодно выдает на-гора, скажем, такой продвинутый регион по части развития этнокультурного кино, как Якутия.
Подводя своеобразный итог, можно сказать, что в Татарстане научились снимать неплохое кино быстро и сравнительно дёшево. Но важнее другое – наши кинематографисты не намерены останавливаться на достигнутом. В частности, они регулярно принимают участие в питчингах – за этим непривычным для нашего слуха термином кроется один из секретов успеха малобюджетного кино
Специалисты утверждают, что Россия переживает бум регионального кино. Это совершенно новое и во многом действительно уникальное явление. Существует даже специальный кинорейтинг регионов, в котором учитываются самые разные показатели – от производства фильмов и инфраструктуры проката до проведения кинофестивалей. Так, в 2017 году в пятёрку регионов-лидеров, помимо Якутии и Татарстана, вошли Санкт-Петербург, Свердловская область и Башкортостан, где, заметим, есть собственные киностудии.
Безусловно, это всё – фестивали, награды, рейтинги – не может не радовать. А региональное кино в целом можно назвать одним из драйверов развития отечественного кинематографа. Но, с другой стороны, подводных камней на его пути к зрителю пока ещё тоже хватает. И первое, что «подрезает крылья» региональной киноиндустрии, – это её малобюджетность. Скажем, у нас в Татарстане это, конечно, уже не четыре миллиона рублей в год, которые могло вложить в кинопроизводство «Татаркино» ещё лет пять тому назад, но и нынешние 150 млн (с учётом субсидий, грантов и т. д.), потраченные на создание в том числе вышеназванных фильмов, по киношным меркам тоже более чем скромная сумма. Как выразился на итоговой пресс-конференции один из присутствующих режиссёров, это, можно сказать, «микробюджетное» кино.
Казанский кинофестиваль – далеко не единственная площадка для продвижения татарстанских фильмов. | |
Всё-таки самые благодарные зрители – это те, кто смотрит кино, что называется, сердцем. Этот зритель редко ходит на кинофестивали или вообще живёт где-нибудь в глубинке, но именно от его доверительного отношения к тому, что происходит на большом экране, в первую очередь зависит прокатная судьба любого фильма. |
При всём том что-то подсказывает: если кино в регионах вообще лишится господдержки (не дай бог, конечно), снимать его всё равно не перестанут, уж в Татарстане точно! И не только потому, что сегодня татарстанское кино по преимуществу продюсерское, но и в силу того, что многие режиссёры уже просто не мыслят свою жизнь без этого… Они и сейчас не сидят сложа руки в ожидании более достойного финансирования. Подтверждение тому – восемь новых кинопроектов, первые короткие видеоролики которых показали журналистам. Тут и драмы, и комедии (в том числе из жизни Казанского ханства), и даже первый татарский мюзикл. Литературная первооснова тоже самая разная – от национальной классики (Галимджан Ибрагимов, Махмуд Галяу) до фэнтези. Авторы проектов не смогли ответить, пожалуй, только на один из прозвучавших вопросов: каков бюджет их будущих фильмов?..
Впрочем, время от времени жизнь напоминает, что не всё упирается только в деньги. Так, по словам Миляуши Айтугановой, для них самих стало неожиданностью, что самый большой зрительский успех в этом году выпал на долю малобюджетной короткометражки «Халима». Довольно успешно, кстати, складывается и её фестивальная жизнь. Как оказалось, в истории, придуманной и рассказанной режиссёром-дебютантом Юлией Захаровой, есть нечто такое, что позволяет этому скромному по всем параметрам фильму конкурировать с куда более амбициозными кинопроектами. Действие «Халимы» происходит в одной из «элитных» спецшкол, но главная героиня чувствует себя здесь белой вороной, потому что её взгляды на мир и религию, дружбу и любовь сильно отличаются от представлений сверстников.
Подводя своеобразный итог, можно сказать, что в Татарстане научились снимать неплохое кино быстро и сравнительно дёшево. Но важнее другое – наши кинематографисты не намерены останавливаться на достигнутом. В частности, они регулярно принимают участие в питчингах – за этим непривычным для нашего слуха термином кроется один из секретов успеха малобюджетного кино. Проще говоря, это презентация кинопроектов для потенциальных инвесторов. По словам Миляуши Айтугановой, питчинги состоятся и в рамках предстоящего уже в апреле XV Казанского международного фестиваля мусульманского кино.
Нетрудно заметить: после того как директор «Татаркино» одновременно стала возглавлять оргкомитет КМФМК, деловая программа кинофорума в целом заметно расширилась. Скажем, нынче в рамках фестиваля мусульманского кино было заключено семь международных соглашений, которые предполагают сотрудничество в том числе в области кинопроизводства. А предстоящий кинофорум и вовсе приурочен к Казанскому экономическому саммиту (KazanSummit-2019), на котором будет представлен практически весь исламский деловой мир. И, думается, для деятелей кино это тоже вполне реальный шанс расширить круг своих деловых партнёров.
Конечно, Казанский кинофестиваль – далеко не единственная площадка для продвижения татарстанских фильмов. Всё-таки самые благодарные зрители – это те, кто смотрит кино, что называется, сердцем. Этот зритель редко ходит на кинофестивали или вообще живёт где-нибудь в глубинке, но именно от его доверительного отношения к тому, что происходит на большом экране, в первую очередь зависит прокатная судьба любого фильма.
По словам Миляуши Айтугановой, для них самих стало неожиданностью, что самый большой зрительский успех в этом году выпал на долю малобюджетной короткометражки «Халима». Довольно успешно, кстати, складывается и её фестивальная жизнь. Как оказалось, в истории, придуманной и рассказанной режиссёром-дебютантом Юлией Захаровой, есть нечто такое, что позволяет этому скромному по всем параметрам фильму конкурировать с куда более амбициозными кинопроектами
Как ни крути, кино – это производство, и оно должно стремиться как минимум окупать свои расходы. И на сегодняшний день это, пожалуй, самая больная тема для кинематографистов, работающих в регионах. Прокатная жизнь их фильмов может быть сколь угодно успешной, но, как правило, недолгой. У кинопрокатчиков появилось даже такое понятие, как «региональный потолок», то есть когда зрительский потенциал внутри региона уже исчерпан. Например, с этой проблемой уже столкнулись в Якутии, где проживают менее миллиона человек.
По счастью, в Татарстане такая проблема пока не стоит. К тому же здесь уделяется особое внимание продвижению фильмов за пределами республики. Например, только в уходящем году Дни татарстанского кино прошли в нескольких российских регионах, а также в 12 странах ближнего и дальнего зарубежья. И этот потенциал далеко не исчерпан. Другое дело, что наш татарстанский зритель, как уже не раз признавали в «Татаркино», несколько избалован бесплатными кинопоказами и пока не всегда готов смотреть «своё» кино даже за символические деньги. Понятно, что во многом это чисто психологический фактор, который тем не менее наводит на мысль, что культуру кинопросмотров можно и нужно прививать.