Сейчас у управляющих организаций есть возможность отключить в конкретной квартире электричество, если собственник признан злостным неплательщиком. А если жильцы не относятся к такой категории, могут ли УК идти на подобные меры? К нам в редакцию обратился пенсионер Александр Федотов. Ситуация, сложившаяся в отношениях этого человека с управляющей организацией, критическая. И требует вмешательства со стороны надзорных органов. Впрочем, обо всем по порядку.
Александр Федотов – полковник запаса, доктор физико-математических наук, имеет два высших образования. В общем-то, знаний и упорства военному пенсионеру не занимать. Он установил счетчики по учету воды в своей квартире, когда о них еще мало кто знал. «Когда я в первый раз пришел в домоуправление платить по счетчикам, мне сказали, что в Кировском районе ни у кого нет приборов учета», – рассказывает он. И все было нормально, пока в сентябре 2006 года обслуживать дома не начала УК «Заречье».
Как появились долги у пенсионера за жилищно-коммунальные услуги с того момента – отдельная история, детально описывать которую уже нет смысла. Скажу лишь, что пенсионер платил по показаниям приборов учета горячей и холодной воды, а УК начисляла оплату по нормативам. Есть судебное решение Кировского районного суда г.Казани от 17 марта 2015 года, согласно которому необходимо «взыскать с Федотова А.И. в пользу ООО УК «Заречье» задолженность по коммунальным услугам в сумме 59331,92 рубля, пени 895 рублей». Оно вступило в законную силу с 1 июня 2015 года. И с этого момента история становится все любопытнее. К слову, УК намеревалась взыскать с пенсионера более ста тысяч рублей.
Логично предположить, что если по суду начислили выплатить долг, то после его оплаты отношения с УК начинаются с «чистого листа» – то есть задолженность в счете-фактуре обнуляется. Однако на практике все оказалось далеко не так. Долг из платежной квитанции никуда не исчез. Более того, от управляющей организации посыпались уведомления: «ООО «УК Заречье» напоминает, что ваша задолженность на 1 июня 2015 года по оплате жилого помещения и предоставленных коммунальных услуг составляет 123114,05 рублей… Если задолженность не будет погашена в течение 30 дней, то ООО УК «Заречье» будет вынуждено приостановить подачу электроэнергии и горячей воды в вашу квартиру».
Логично предположить, что если по суду начислили выплатить долг, то после его оплаты отношения с УК начинаются с «чистого листа» – то есть задолженность в счете-фактуре обнуляется. Однако на практике все оказалось далеко не так
После нескольких таких писем в ноябре 2015 года электричество в квартире было отключено. Александр Федотов с женой вынуждены были с квартиры съехать и жить у своих детей, так как без электроэнергии жить невозможно – в доме установлена электрическая плита. Пенсионер написал в УК письмо, чтобы ему перестали начислять плату за электричество, на что управляющая организация потребовала акт отключения электроэнергии, которого он в глаза не видел.
В итоге пенсионер обратился в Кировский районный суд г.Казани с жалобой на действия управляющей компании, после чего электричество в квартире Федотова чудесным образом вновь появилось. К слову, исполнительное производство по судебному решению о взыскании задолженности с пенсионера УК инициировала через семь месяцев после вступления его в законную силу. Александр Федотов сумму, назначенную судом, оплатил. Но это никак не повлияло на задолженность в счете-фактуре. За февраль у пенсионера значится цифра – 139414 рублей. Таким образом, долг копится, никуда он не исчез, и на него регулярно начисляются пени. Более того, управляющая компания по-прежнему начисляет оплату за ЖКУ по нормативам – показания счетчиков в расчет не принимаются.
Что делать? И как разорвать этот замкнутый круг? Эти вопросы волнуют пенсионера уже не один месяц. Отчаяние и надежда на помощь привели его в нашу редакцию.
«В данной ситуации необходимо взять документы у судебных приставов об оплате долга и вместе с решением суда уведомить письменно управляющую компанию, – прокомментировал ситуацию начальник организационно-правового отдела Содружества организаций управляющих многоквартирными домами РТ Алмаз Арсланов. – После чего УК должна полностью списать ту задолженность, которая была на тот момент. Если же организация этого не сделает, то необходимо обратиться в надзорные органы – в Государственную жилищную инспекцию, Роспотребнадзор и прокуратуру. Что касается отключения электричества в конкретной квартире, то без составления акта отключения электроэнергии оно является незаконным».
Мы уже затрагивали в нашей газете («РТ» №136 от 24.09.2015 г.) тему липовых протоколов общих собраний жильцов, на которых якобы были избраны управляющие организации. Это явление носит массовый характер по всей России. Федеральный законодатель внес поправки, и с мая прошлого года под-
делка протоколов общих собраний – это уголовное преступление. Однако что делать с уже сложившейся ситуацией? По-прежнему закрывать глаза?
«Когда действует аргумент – если закон трудно выполнить, то его можно не выполнять, это очень опасно, – считает Александр Федотов. – Беда еще и в том, что я до сих пор не могу заставить свою управляющую организацию считать начисления за воду по счетчикам. По Жилищному Кодексу РФ собственники квартир являются хозяевами, которые нанимают управляющую организацию для обслуживания дома. По сути, они должны сделать все для того, чтобы жильцам было комфортно. Однако мой опыт показывает, что на практике у собственников нет никаких прав, а все решает УК».
комментарий специалиста
О том, что необходимо знать собственникам о приборах учета горячей и холодной воды, рассказывает начальник организационно-правового отдела Содружества организаций управляющих многоквартирными домами РТ Алмаз АРСЛАНОВ:
– У каждого счетчика, как на горячую, так и на холодную воду, есть свой межповерочный интервал. Все данные указаны в техническом паспорте счетчика. Первая поверка осуществляется на заводе, где выпускаются счетчики, там же он и пломбируется. Жилец его регистрирует в УК, и с этого момента начисления за услуги ЖКУ осуществляются по данным счетчика (которые собственник квартиры ежемесячно предоставляет в УК), а не по нормативам. Когда у прибора учета оканчивается поверочный срок (он указан в счете-фактуре, и собственник квартиры сам должен следить за этим процессом), жилец обращается за продлением в лицензированную метрологическую организацию. Эта организация проверяет счетчик и выдает акт «счетчик надо менять», если он «считает» воду неверно, или «о продлении поверочного срока».
Копию акта жилец относит в управляющую организацию, и на основании этого документа оплата за потребленные коммунальные ресурсы осуществляется по счетчику. Если этого не произошло, УК имеет право считать их по нормативу. Тут нужно отметить, что метрологическую организацию собственник может выбрать любую, если УК настаивает на том, что пломбировать счетчики может только она, то это незаконно. Ежемесячно жилец должен предоставлять данные по счетчикам: непосредственно в УК по телефону, либо через абонентский ящик, либо через Интернет, либо представитель УК сам снимает данные. Если жилец не предоставил данные в этом месяце, а предоставил в следующем, то УК делает перерасчет.