Первомай столетней давности: как отмечали праздник в Казани век назад

Праздник Весны и Труда ассоциируется сейчас с отдыхом на природе, при этом политическую составляющую он почти утратил. Совсем не так было 100 лет назад.

Автор статьи: Сергей СЕМЕРКИН

Фото: архив газеты “республика Татарстан”, vk.com

Тогда 1 Мая было одним из главных идеологических праздников в СССР наряду с Днем Великой Октябрьской социалистической революции, отмечавшимся 7 ноября. Первомай праздновали широко – по всей стране проводились многотысячные демонстрации, главная из которых проходила на Красной площади в Москве. Давайте окунемся в дореволюционные маевки и шумный Первомай 1920-х годов в Казани, а поможет нам в этом архив газеты «Красная Татария» (ныне «Республика Татарстан»).

Рабочие против полиции

В майских номерах «Красной Татарии» середины 1920-х годов печатались воспоминания о маевках в Казани. Вот как описывалась первая организованная маевка в истории.

В 10 часов утра 1 мая 1898 года на Казанке наблюдалось оживление. Из закоулков, улочек к реке шли рабочие и переодетые под рабочих интеллигенты, кто в одиночку, кто попарно. И лица у них были как будто беззаботные. От берега отчаливали лодки: одна, другая, третья… И вот уже седьмая лодка заскользила по глади к широкому волжскому раздолью. Компании в лодках пели народную песню про челны Стеньки Разина.

На Волге все семь лодок пристали к берегу, 40 человек пожали друг другу руки и отправились в ближайший лесок. Из-за пазухи кто-то достал Красное знамя с надписью: «Пролетарии всех стран, соеди­няйтесь!» Стяг нацепили на палку. Так, тайком, казанские рабочие впервые отпраздновали 1 Мая – собрались вместе члены марк­систских кружков и политически надежные рабочие. На сходке активисты рассказывали о рабочем мировом движении и о солидарности с ним казанских пролетариев, а еще постановили организовать кассу для помощи пострадавшим от властей товарищам.

Первомай столетней давности: как отмечали праздник в Татарстане век назад

В своем выступлении ткач Лукоян Рябинин отметил: «Товарищи! Нынешний день есть для нас великий день: нынешним праздне­ством мы сливаемся со всеми рабочими, принадлежащими к нашей партии в Германии, Франции, Петербурге и Москве… Товарищи! Нынешнее собрание показывает нам: мы желаем примкнуть к нашим товарищам». Эта речь на маевке дошла до нас благодаря протоколу жандармов. Вечером после завершения маевки семь лодок с ее участниками вернулись по Казанке в город. Все прошло удачно – никто не был задержан.

Шли годы, кружки рабочих росли, часть из них ликвидировала полиция, но они постоянно возрождались. Накануне 1 мая 1903 года по Казани в большом количе­стве распространялись листовки на русском и татарском языках. Однако царская охранка не дремала и арес­товала двух комитетчиков – Ямзина и Симонова. Несмотря на препоны, в глухую ночь на 1 мая около 60 алафузовцев и интеллигентов собрались на маевку в Кизическом лесу. Вдоль него ездили конные полицейские, но топкое торфяное поле не позволяло им приблизиться к маевке. Часть участников сходки отправилась в Пороховую слободу на квартиру одного из рабочих. Однако там группу накрыла полиция. У рабочего Бурушина нашли первомайские прокламации, его арестовали. Днем 1 мая в лесистых оврагах Русской Швейцарии (ныне парк имени Горького) студенты и учащиеся устроили сходку, которую агенты охранки не обнаружили.

Первомай столетней давности: как отмечали праздник в Татарстане век назад

Вот как вспоминал маевку 1903 года товарищ Ендаков, который в то время был еще учеником: «В день 1 Мая мне пришлось в укромном мес­течке читать воззвание ЦК РСДРП о значении Первомая: «Брось, рабочий, работать». К нему подошел приказчик с завода, оттолкнул и сорвал прокламацию. Конечно, учащийся Ендаков заинтересовался, что это за партия, которая выпускает прокламации, и позже рабочие ему объяснили, кто такие большевики.

 

А вот в 1904 году полиция сработала эффективно – у слесаря Михайлова, трудившегося на заводе братьев Крестовниковых (в советское время это был химкомбинат имени М.Вахитова), обнаружили пачку прокламаций. Кроме Михайлова, агенты охранки арестовали еще несколько рабочих-активистов. В результате действий полиции организованная маевка не состоялась.

В 1905 году в Казани отметили 1 Мая два раза – по действовавшему в России юлианскому календарю и по григорианскому, который был распространен в Европе. Городской комитет РСДРП призывал в своих листовках: «Товарищи! Казанский комитет приветствует пролетариат Казани с великим праздником рабочих. Первое мая, товарищи! Бросайте работу! Присоединяйтесь к требованию пролетариата всего мира. Да здравствует восьмичасовой рабочий день! Да здравствует социализм! Да здравствует международная социал-демократия!»

А еще в тот год рабочие-печатники пришли 1 мая на Арское кладбище, чтобы почтить память павших товарищей. Это собрание также разогнали казаки и полиция. Рабочим пришлось скрыться в Троицком лесу, но и там агенты охранки находили и арестовывали их. Еще одной точкой сбора рабочих и солдат была территория за заводом №40, однако собранию помешал довольно сильный дождь. Солдаты, а их пришло около 150 человек, побросали флаги и сели на пароход, который доставил их на другой берег Волги. Полиция это видела, но не сумела помешать.

В первой казанской маевке 1898 года участвовали всего 40 человек, а в 1920-е годы уже десятки тысяч рабочих маршировали в колоннах на первомайских демонстрациях.

 

Державин с громкоговорителем

Интересная деталь: в 1918 году в Казани на Ивановской площади (ныне площадь 1 Мая) с пьедестала был снят бронзовый памятник императору Александ­ру II. А через два года на пустом постаменте установили монумент «Освобож­денный труд» (его символизировала скульптура бородатого мужчины). Около этого памятника и проходили первые первомайские торжества. Но уже в начале 1920-х центром Первомая в Казани стала Театральная площадь, которую в 1924 году переименовали в площадь Свободы.

Вот примерный сценарий Первомая столетней давности. С ближайших улиц на площадь Свободы стекаются толпы трудящихся. Красноармейцы строятся в колонны по команде: «Взводы по местам!», маршируют. Над ними реют красные знамена. Белым по красному режут лозунги на плакатах: «1 Мая – призыв к мировой диктатуре пролетариата! 1 Мая – сердце пролетариата! Выше знамя Ленина! Да здравствует Коминтерн, вождь пролетариата!» По площади проносят огромный портрет Ленина. Солдаты произносят слова присяги: «Я, сын трудового народа, гражданин Союза Социалистических Советских Республик, принимаю на себя звание воина Рабочей и Крестьянской армии! Я обещаю по первому зову рабочего и крестьянского правительства выступить на защиту СССР. Не щадить ни своих сил, ни своей жизни за дело социализма и братства народов».

 

Одновременно в нескольких местах открываются митинги. После завершения парада уходят красноармейские части. Их место заполняют новые колонны манифестантов. Показывают театрализованные картины из старого быта. Например, идут арестанты под охра­ной тюремщиков, гарцует царский офицер, а рядом с ним верный денщик, империалисты мучают и таскают за косы китайского рабочего. Картины были простые и понятные. С балконов пели песни, в том числе студенческие. И конечно, гремел Интернационал.

Первомай столетней давности: как отмечали праздник в Татарстане век назад

В «Красной Татарии» 1920-х годов постоянно подчеркивалось, как массово проходят первомайские демонстрации в городах СССР и с какими трудностями сталкиваются рабочие в других странах. Например, в мае 1924 года в газете писали, как румынские крестьяне пришли на правый берег Днестра, чтобы посмотреть на советскую первомайскую демонстрацию на левом берегу (по реке проходила граница между СССР и Румынией). Однако понаблюдать за нашим Первомаем крестьянам не дали – они были разогнаны румынской полицией.

Или вот сообщение ТАСС от 29 апреля 1927 года из Парижа: в связи с приближением 1 мая министр внутренних дел Сарро обратился с циркуляром ко всем префектам, в котором предписывал не допускать никаких уличных демонстраций, конфисковывать все антимилитаристские воззвания и плакаты и предавать суду всех виновных в их распространении.

Вернемся из недружественных стран снова в ТАССР. Любопытный факт: 3 мая 1925 года в казанской Русской Швейцарии на месте маевки курсанты Доброхима и красноармейцы демонстрировали «газовую атаку» и ее последствия. Тогда активно готовились к возможной войне с империалистами.

Первомай столетней давности: как отмечали праздник в Татарстане век назад

В том же 1925 году в нашей газете был напечатан фантастический рассказ пролетарского поэта Владимира Кириллова «Первомайский сон», в котором главный герой попадает в Москву 1999 года. Он еле узнает столицу – рядом с Кремлем и Красной площадью выросли гигантские небоскребы. 1 мая попавший в будущее человек идет в колонне демонстрантов, в небе огромный летающий корабль с надписью «Первомай», который осыпает цветами шествующие колонны. От своей спутницы Мэри герой узнает, что в Москве 1999 года почти нет постоянных жителей, а в небоскребах размещены фаб­рики, лаборатории и техникумы. Дыма из труб нет, так как найден способ бездымного сгорания веществ, и на фабриках можно работать в белоснежной одежде. Рабочий день установлен от 4 до 5 часов в сутки, а живут мос­квичи за городом – благо транспорт доставляет их до работы за 5–10 минут.

А еще в Москве вместо Китай-города возведен величественный Пантеон Революции из стекла, гранита и стали. Здание венчает башня, напоминающая тысячи мус­кулистых рук, которые держат голубой вращающийся глобус – символ всемирного торжества труда. В Белом зале Пантеона начинается торжественное заседание в честь 1 Мая, на нем присутствуют делегаты всех стран мира… Вот так смело рисует будущее Владимир Кириллов.

Первомай столетней давности: как отмечали праздник в Татарстане век назад

Но вернемся вновь в Казань 1920-х. Любопытный фотофакт: 1 мая 1927 года на площади Свободы рабочие залезли на памятник Державину и установили там громкоговоритель таким образом, что создавалось впечатление, как будто сам поэт говорит в рупор. А 1 мая 1928 года на площади Вахитова Интернацио­нал исполняли под аккомпанемент 120 мандолин, гитар и балалаек. В те годы вообще любили эксперименты и не боялись делать что-то новое. Это отражалось и на верст­ке газеты «Красная Татария». Например, 1 мая 1927 года название нашего издания сдвинули в левый верхний угол. А посередине первой полосы крупно был набран лозунг «Да здравствует 1 Мая – День мирового пролетарского единства!». А слева и справа от него были нарисованы головы мужчин в наушниках, между которыми пролетали искры. Видимо, художник так изобразил нашего и китайского рабочих, которые установили между собой радиосвязь.

Репортаж о Первомае 1926 года в нашей газете заканчивался такими строками: «Солнце сильно припекало, и мороженщики не поспевали удовлетворить спрос на свое изделие. Весна окончательно вступила во все свои права. Природа подарила пролетариату лучшее, что имеет в эту минуту, – улыбку солнца». Так и хочется добавить знакомые с детства слова: «Мир, труд, май!» Ведь Первомай навсегда записан в культурный код тех, кто жил в СССР.

+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
Еще