(Впечатление лектора)
Железнодорожный поселок Юдино. Сосновый лес, в инеем разбросаны старые дачи, густо населенные железнодорожными рабочими и служащими. По несколько семей живут в каждой из них.
Старых дач в Юдине 82. Из них шесть пришли уже в ветхость и для жилья не пригодны. Огромную нужду в жилых помещениях стараются ликвидировать усиленной стройкой. Правление Казанской железной дороги выстроило в 1925 году 6 типовых домов рассчитанных на 22 квартиры. Из этих шести домов один занят под контору службы таги и только пять –под квартиры.
Организовавшийся строительный кооператив начал строит 22 дома. Число членов этого кооператива 50. Один дом уже готов, но пока занят под столярные мастерские, необходимые для достройки остальных. Годные для жилья старые дачи в количестве 76 национализированы после революции, арендуются они жилищным кооперативом Земотдела Татреспублики. Раньше было здесь только жилтоварищество.
Но все это –капля в море. Одних членов железнодорожного месткома в Юдине 970, не считая членов их семьи, а живет здесь не больше 50 процентов. Около 25 проц. Живет в Казани, около 25 проц. в Свияжске и в соседних деревнях, откуда ежедневно (до 40 верст) ездят и ходит в Юдино на службу.
Из общего числа только 20 проц. Являются крестьянами соседних деревень и сел, имеющих свои дома. Остальные – в полном смысле слова пролетарии.
Одна из старых дач превращена в клуб, при чем с этой целью к ней приделана пристройка. Новый клуб, рассчитанный на 400 чел., только еще строится. В клубе два пианино.
В юдинской ячейке ВКП (б) около 55 членов , 80 комсомольцев. Сеть и пионерский отряд в 65-66 человек. Организовался кружок синеблузников в числе 15 человек, своими силами поставивший «Живую газету».
В минувшую 8 –ю Октябрьскую годовщину пионерский отряд и местная школа (большинство школьников входят в пионерский отряд) поставили литературно музыкальный вечер и спектакль. Исполнители –молодежь, зрители взрослые (280 чел.). С напряженным вниманием следили они с 7 до 11 часов вечера за тем, что исполняла молодежь. Тут была и физкультура, и хоровое пение и индивидуальная декламация. Зрители и слушатели остались очень довольны.
Кроме членов железнодорожного союза и их семей в Юдине живет еще около 400 строительных рабочих.
С крестьянами соседних деревень и сел смычка все еще не налаживается: крестьяне неохотно идут на редкие лекции, которые устраиваются в поселке. Лекционно-просветительное дело вообще хромает в Юдине: за последние 10 месяцев было не больше 4-х лекций по истории земли, о происхождении человека, авиации. На общественно-политические темы лекций не бывало вовсе.
Года полтора тому назад была одна лекция на тему: «Существует ли бог?». Сначала стали было ходить на такие лекции, но потом перестали: хочется другого- разобраться в волнующих общественных вопросах, в вопросах нового быта, а вот на эти то вопросы и не отвечают. Это, вероятно, и служит причиной равнодушия к лекциям о природе- так объясняет мне это равнодушие председатель юдинского железнодорожного месткома тов. Кореневский.
Председатель правления рабочего клуба тов. Кузьмин, недавно провел беседу по вопросу о браке и разводе специально для женщин. Вопросом заинтересовались, решили и дальше собираться для бесед на эту тему.
Характерны цифры движения книг в библиотеке, в которой всего около 4000 томов. Больше всего спроса на беллетристику, преимущественно на Джека Лондона и Э. Синклера. За ноябрь прошлого года было всего только 38 требований на общественно политические темы при 675 требованиях на беллетристику, в том числе и на детские книги. Когда прислана была литература на тему о 1905 году в количестве 30 книг, она вся разошлась в течение 2-х дней.
Это показывает, что не в косности дело, что потребность и желание разобраться в общественных вопросах большая и что только надо уметь пойти этой потребности навстречу. Сейчас организовано 5 передвижных библиотек, при чем одна –специально для домашних хозяек. Особые книгоноши обходят их, раздают и обменивают книги. Это увеличило тираж книг.
Объезжая по поручению Дерпрофсоюза Бав.ж.д. линию с лекциями о 1905 годе, читаю лекцию и в Юдине. Клуб не вмещает всех, желающих попасть на лекцию. Толпятся в коридоре. Половина слушателей- женщины. Засыпают вопросами. Виден острый интерес, желание разобраться в вопросе. Поднимают вопрос и единогласно выносится резолюция о желательности того, чтобы почаще устраивались лекции на общественно-политические, бытовые и антирелигиозные темы.
Итак, не приходится говорить о пассивности Юдина. Нужно только пойти навстречу запросам. Мы видим, что книги на тему о 1905 годе немедленно разошлись и что лекция о 1905 годе собрала аудиторию. Надо удовлетворить это потребность: история земли хорошая вещь, -но ближе , роднее , острее для рабочей массы вопрос об истории русской революции, вопросы быта и волнующие ее вопросы религии.
Надо ликвидировать голод в этом отношении, тогда «приложится» и все остальное: привыкнув ходить на одни лекции, пойдут и на другие. Тогда втянется и соседнее крестьянство и произойдет та смычка, на отсутствие которой жалуются в Юдине.
Александр Струве.