От качества власти – к качеству жизни

19 декабря в Казани пройдёт очередной XIV Съезд Совета муниципальных образований

Накануне съезда мы поговорили с председателем Совета муниципальных образований Республики Татарстан Экзамом Губайдуллиным о том, какие задачи стоят перед муниципальным сообществом и как они решаются.

Фото: static.tildacdn.com

 

губайдуллин

 

19 декабря в Казани пройдёт очередной XIV Съезд Совета муниципальных образований. Ожидается участие в нём 956 делегатов – глав всех муниципальных образований Татар­стана и более 400 приглашённых. На форуме будет дана оценка работы муниципального сообщества за 2019 год и определены задачи на ближайшую перспективу.

 

Форум масштабный, но это объяснимо, ведь проблемы и перспективы органов местного самоуправления касаются всех нас без исключения, а от эффективности работы местных властей зависит качество нашей жизни.

Накануне съезда мы поговорили с председателем Совета муниципальных образований Республики Татарстан Экзамом Губайдуллиным о том, какие задачи стоят перед муниципальным сообществом и как они решаются.

 

– Экзам Саматович, ежегодно на съезде Совета муниципальных образований ставится ряд задач для совместного решения органами государственной власти и местного самоуправления. Насколько удалось достичь поставленных целей за прошедший год?

– Действительно, каждый год по итогам съезда готовится план совместных мероприятий органов государственной власти и местного самоуправления Татарстана. Данный документ наряду с федеральными и республиканскими программами является одним из ключевых для работы всех министерств и ведомств с муниципалитетами. Показатели, характеризующие степень исполнения программы, выступают критериями эффективности этой совместной работы.

Говоря о выполнении данного плана, важно понимать, что некоторые задачи можно решить оперативно, другие носят долговременный характер.

В нынешнем году перед муниципальным сообществом было поставлено 29 основных задач, в том числе переход с аналогового на цифровое телевещание, а также на новую систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами, строительство новых агропромпарков, возможность участия посёлков городского типа в конкурсах на получение поселениями грантов и другое. Могу сказать, что большинство из них мы выполнили.

Так, событие, которое в этом году коснулось всех без исключения, – отключение аналогового телевещания. Более 1,3 млн домохозяйств в республике получили возможность бесплатно смотреть 20 федеральных телевизионных каналов в цифровом качестве. Данный результат достигнут благодаря слаженной работе органов государственной и муниципальной власти республики.

Часть вопросов рассматривалась на заседании круглого стола с участием руководителей исполкомов. В нашей практике активно используется деятельность совместных рабочих групп по проблемным вопросам и ряда министерств и ведомств республики.

 

– В ноябре – декабре в Татарстане прошла серия референдумов и сходов по вопросам самообложения граждан. Как вы оцените роль и место в жизни муниципалитетов программы самообложения?

– Данная программа реализуется при поддержке Президента Рустама Минниханова с 2013 года. Нужно сказать, что география самообложения с каждым годом расширяется. Если в 2018 году его поддержали всего в 93 поселениях, то на сегодняшний день практически везде голосуют за. Самообложение стало понятным и популярным инструментом развития муниципалитетов республики, завоевало доверие большинства жителей республики, которые на практике видят результаты этой программы. И неслучайно этим форматом пользуется всё больше регионов России.

 


В республике 391 территориальное общественное самоуправление охватывает более полутора миллионов человек. ТОС действительно ведёт активную работу, и с каждым годом мы наблюдаем ещё большее повышение его роли и влияния, инициативная группа объединяет в своих рядах всё больше активных граждан


 

Стоит отметить, что законодательное регулирование самообложения не стоит на месте. В 2018 году вступили в силу изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», и теперь можно проводить сход в каждой конкретной деревне. Раньше этого не позволяли делать.

Также в мае 2019 года вступили в силу изменения о порядке проведения схода. Теперь в случае, если в населённом пункте отсутствует возможность одновременного присутствия более половины обладающих избирательным правом жителей, сход граждан проводится поэтапно в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения о его проведении. При этом лица, ранее принявшие участие в сходе, на последующих этапах участия в голосовании не принимают. Решение схода считается принятым, если за него проголосовало более половины его участников.

 

– В Татарстане активно ведут работу территориальные общественные самоуправления (ТОС). Какие задачи стоят перед ними сегодня?

– В республике 391 территориальное общественное самоуправление охватывает более полутора миллионов человек. ТОС действительно ведёт активную работу, и с каждым годом мы наблюдаем ещё большее повышение его роли и влияния, инициативная группа объединяет в своих рядах всё больше активных граждан.

Задача всегда одна – повышение качества жизни населения. Благодаря ТОСу каждый житель может заявить о важной для него проблеме и принять непосредственное участие в её решении. Нужно отметить, что данный формат работы эффективен – жители сами задают вектор развития своих территорий, а территориальное общественное самоуправление оказывает им большую поддержку.

Конечно, деятельность ТОСа не обходится без тесного взаимодействия с государственными и муниципальными органами власти, которые в свою очередь всегда стремятся поддерживать начинания граждан на местах. Ежегодно на финансирование республиканского конкурса лучшего ТОСа Правительство Татарстана выделяет 50 миллионов рублей. За четыре года проведения конкурса 480 победителей и призёров получили грантовые средства. В этом же году по итогам конкурса было определено 120 лучших территориальных общественных самоуправлений.

 

самообложение
На средства, выигранные сельским поселением в конкурсе на предоставление грантов, всё чаще строят детские и спортивные площадки.

 

– Ещё одной формой поддержки, которая приходится весьма кстати муниципалитетам, являются гранты сельским поселениям. Экзам Саматович, расскажите подробнее о конкурсе на предоставление грантов сельским поселениям. Интересно, не планируется ли изменить их размер?

– Конкурс среди муниципалитетов на территории республики проводится уже седьмой год, и за это время в нём приняли участие 1515 поселений, победителями стали 728 поселений и три посёлка городского типа. Ежегодно в нём принимают участие более 200 сельских поселений из всех 43 муниципальных районов, выиграли 104 поселения. Неизменными остаются условия: при выявлении победителя учитывается всё – среднегодовая численность постоянного населения, налоговые и неналоговые доходы на одного жителя, число субъектов малого и среднего предпринимательства, количество поголовья крупного рогатого скота, доля протяжённости дорог с твёрдым покрытием, количество преступлений, совершённых на территории сельского поселения…

А вот сумма грантов действительно претерпела изменение: по инициативе Совета муниципальных образований с 2019 года она составляет полтора миллиона рублей (до этого года – миллион рублей). Но и это ещё не всё. Участвовать в конкурсе нынче могут и посёлки городского типа, и за победу они получают два миллиона рублей.

 

– Нужно сказать, что и полтора миллиона – сумма весомая, особенно для села. На что обычно тратят грант?

– Как показывает практика, поселение принимает решение в пользу покупки техники. Это и понятно, ведь тот же трактор на селе незаменим: зимой дорогу расчистит, летом траву выкосит, весной поле вспашет. Помимо этого, на грантовые деньги зачастую строят детские площадки, ремонтируют дорожно-уличную сеть, водоснабжение. Словом, грантовые средства направляются на решение социально значимых вопросов муниципалитетов.

 

– Эффективность их деятельности во многом зависит от кадрового обеспечения муниципального управления, от профессионализма кадров. Где в республике учат на глав сельских поселений? Есть ли такая школа или вуз?

– Сегодня на всех уровнях власти необходима высокая квалификация. Это напрямую относится и к работникам муниципальной власти, включая глав муниципальных и секретарей сельских исполкомов. Перед главой сельского поселения действительно стоит огромный спектр задач – он должен быть и экономистом, и юристом, и хозяйственником. Всему этому нужно учиться. Знаний, полученных когда-то в школе, техникуме, вузе, сегодня недостаточно. Поэтому в республике уделяется большое внимание переподготовке и повышению квалификации работников органов местного самоуправления. В Татарстане действует высшая школа государственного и муниципального управления, где главы сельских поселений повышают свою квалификацию, учатся чему-то новому.

Повышение квалификации муниципальных служащих носит системный характер. Совет муниципальных образований участвует в этом процессе во взаимодействии с Департаментом государственной службы и кадров при Президенте республики. За последние годы через различные курсы и обучающие программы прошли практически все главы городов и районов, главы сельских поселений, руководители ТОСов.

Примечательно, что тематика лекций преподавателей и представителей Совета на курсах корректируется с учётом предложений, поступивших от органов местного самоуправления, а также прозвучавших на съездах.

Меняется и формат подачи материала – теперь значительная часть занятий проходит в виде практикумов и тренингов, на которых вырабатываются навыки системного и креативного мышления, умение работать в команде и другие.

 


Процессы развития местного самоуправления поставили принципиально новые задачи перед его персоналом. Это влечёт за собой расширение сферы деятельности муниципальных служащих, их компетенций и профессиональных знаний, навыков


 

– Жизнь показывает, что авторитетом у жителей пользуется глава, который обладает деловыми качествами, хозяйской хваткой организатора. В Татарстане большое количество муниципальных образований, которые остро нуждаются в хороших управленцах. Расскажите, как обстоят дела с кадрами в органах местного самоуправления?

– Успех нашей работы по реализации полномочий местных органов в определяющей степени зависит от муниципальных кадров. В республике сформировался за годы муниципальной реформы крепкий кадровый потенциал, идёт обновление состава руководителей, активно используется опыт коллег, не одно десятилетие работающих на местном уровне. Анализ показал, что за последние два года текучесть кадров несколько снизилась.

На сегодняшний день должности глав муниципальных образований замещают 924 человека. Главы 42 муниципальных районов совмещают руководство районом с руководством городским или сельским поселением. В органах местного самоуправления количество глав муниципальных образований в возрасте до 35 лет составляет около девяти процентов, 37 процентов – главы в возрасте от 36 до 50 лет, и более половины – это главы в возрасте старше 50 лет.

Процессы развития местного самоуправления поставили принципиально новые задачи перед его персоналом. Это влечёт за собой расширение сферы деятельности муниципальных служащих, их компетенций и профессиональных знаний, навыков. Как я уже отметил ранее, для поддержания уровня профессиональной подготовки ежегодно совместно с Высшей школой государственного и муниципального управления проводится обучение глав сельских поселений, сотрудников аппарата исполкомов, специалистов. К примеру, за 2019 год свою квалификацию повысили более 2,5 тысячи служащих.

Отмечу: в республике немало делается для создания условий для работы местных органов власти. В этом году повышена оплата труда муниципальным служащим районного звена. С 2016 года реализуется программа капитального ремонта и строительства помещений сельсоветов, и за это время отремонтировано 189 сельсоветов, построено 32 новых здания. По сложившейся традиции Президент Татарстана вручает лучшим сельским поселениям ключи от машин: всего с 2010 года они получили 2120 новых автомобилей.

– Спасибо за беседу.

Лиля САБИТОВА

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще