В составе новой экспозиции более 250 предметов разных эпох и культур, которые объединяет то, что все они не являются тем, чем кажутся. В общем, имитация, обман. Не то что бы это сильно нас удивляло в жизни, но и Эрмитаж, оказывается, буквально наводнен «обманками», создающими иллюзию самых разнообразных объектов. Одна из них, например, ватикановские лоджии Рафаэля, созданные для Екатерины II. Тем не менее, есть один нюанс. Все экспонаты, представленные в эти дни в центре «Эрмитаж-Казань», «обманывают» своим внешним обликом и при этом завораживают мастерством исполнения. Среди них произведения живописи и графики, скульптура, изделия из серебра, стекла, фарфора, цветного камня и других материалов. Кроме того, новая выставка – это предельно интерактивное пространство с игровыми детскими зонами, мультимедиа, тактильными станциями, ароматическими инсталляциями.
– Трудно представить себе более увлекательную выставку, где можно ходить, рассматривать, сравнивать, где все закручено в интригу. Это еще один прекрасный способ рассказать о европейской и российской культуре, – отметил на церемонии открытия выставки генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. По его словам, одна из сильных сторон «казанского Эрмитажа» – это как раз игра с виртуальной реальностью, с инклюзией, в частности, в виде объемных тактильных фигур, которые здесь становятся все лучше и лучше.
– Все эти игры очень серьезны, – подчеркнул Михаил Пиотровский. – Это наша проверка готовности к будущему, наше понимание того, что на самом деле реально, и как с этой реальностью надо обходиться.
Действительно, трудно припомнить другие эрмитажные выставки, на которых было бы столько же интерактива. Тут и таинственные темные комнаты, и виртуальные ступеньки, ведущие непонятно куда, и самая известная из сказочных «обманок» – очаг, нарисованный на бумаге в доме Папы Карло. Все это оттеняет игровое начало самой выставки, которая открывает нам не какие-то новые имена или художественные смыслы, а широким жестом приглашает привнести толику юмора и игры в том числе и в нашу повседневную жизнь.
– Выставка забавная в хорошем смысле. Сами экспонаты ориентированы на широкую аудиторию, и в то же время здесь есть что посмотреть профессионалам, искусствоведам. Не надо думать, что если это Эрмитаж, то здесь должно быть только серьезное, академическое искусство. Такие выставки тоже нужны. К интерактиву тоже замечаний нет, мне кажется, все в меру, – поделился с корреспондентом «РТ» первыми впечатлениями директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артём Силкин.
Некоторые «обманки» – например, имитация фруктов, цветов словно взяты из театрального реквизита, да и любая форма иллюзорности близка природе театра. Поэтому не удивительно было встретить среди гостей вернисажа главного художника театра им. Г.Камала Сергея Скоморохова.
– Я увидел абсолютно театральные, бутафорские вещи, и их не отличить от настоящих. И по фактуре, и по цвету, – выразил свое восхищение народный художник России и Татарстана. – Все сделано на очень высоком уровне. Это не бутафория, это уже искусство. На сцене есть свет, есть театральная пыль, и детали, объем теряются. А здесь можно все рассмотреть до мельчайших подробностей. Ты как бы один на один с художником.
Торжественное открытие выставки прошло в рамках Дней Эрмитажа в Казани, в программе которых также кураторские экскурсии, лекции, мастер-классы.