ЗОЛОТОЙ ВЕК «ФЕШИНКИ»
Художественная школа в Казани была основана в 1895 году и стала alma mater для целой плеяды выдающихся мастеров. Среди них – Александр Родченко, Давид Бурлюк, Павел Радимов, Баки Урманче, Степан Эрьзя и многие другие. А в середине 2000-х годов учебному заведению было присвоено имя прославившего школу на весь мир Николая Фешина.
За годы своего существования «Фешинка», как тепло называют училище студенты, пережила череду реорганизаций и сменила 10 названий. Что это было, сегодня помнят разве что толстые «исторические» стены, чудом сохранившиеся до наших дней витражи и ступени парадной лестницы с коваными перилами. Потому что, кроме известных имен, история училища неразрывно связана с непростой судьбой его здания – одного из самых выразительных архитектурных сооружений Казани начала XX века.
РУССКИЙ ТЕРЕМ НА ГРУЗИНСКОЙ УЛИЦЕ
Изначально школа располагалась на Большой Лядской улице (ныне – Горького) в бывшем здании женской гимназии, но вскоре обзавелась собственным домом. В 1897 году выпускник Петербургской Академии художеств Карл Мюфке приехал в Казань преподавать архитектуру и спустя некоторое время возглавил школу. На посту директора Мюфке первым делом стал хлопотать о строительстве учебного корпуса. Он сам сделал проект, получил в высших инстанциях добро на ассигнование строительства, и уже в 1904 году (по некоторым сведениям, даже раньше, еще до официального открытия) школа переехала на Грузинскую улицу (ныне – Карла Маркса). На рубеже веков в России было немного учебных зданий столь же красивых снаружи, сколь и продуманных по внутренней планировке. Темно-красные кирпичные стены в сочетании со светло-кремовым цоколем и стеклянным шлемовидным куполом придавали творению Мюфке сходство с русским теремом. А внутри всё было заточено под обучение художников: просторные классы, мастерские с естественным освещением, наклонные лекционные аудитории, актовый зал, со вкусом отделанный в том же псевдорусском стиле. При школе также действовали воскресные бесплатные рисовальные классы, музей и библиотека.
ХУДОЖНИК ДОЛЖЕН БЫТЬ ГОЛОДНЫЙ
Однако с начала 1930-х годов здание не использовалось по прямому назначению. Здесь «квартировали» индустриальный техникум повышенного типа, политехнический институт, институт инженеров коммунального строительства, но, в конечном счете, творение Мюфке досталось Казанскому авиационному институту.
Художники получили возможность вернуться сюда только в 2005 году. К этому времени здание находилось в удручающем состоянии: многие архитектурные элементы были утрачены, конструкции износились, а южное крыло вообще грозило обвалиться. Крыши в этой части здания практически не было, в помещениях летали голуби. Дело дошло до того, что художественному училищу не хотели продлевать аккредитацию, пока в здании не будет сделан капитальный ремонт.
Ситуация изменилась, когда Раис Татарстана Рустам Минниханов лично увидел состояние здания и, по словам директора КХУ Ольги Гильмутдиновой, произнес сакраментальную фразу: «Конечно, я слышал, что художник должен быть голодный, но не до такой же степени!»
УЕХАЛ, ЧТОБЫ ВЕРНУТЬСЯ
Шесть лет реставрации вернули «русскому терему» Мюфке первозданную красоту. Но главное богатство «Фешинки» – это атмосфера творчества, которую отличает редкое сочетание академизма и современного взгляда на искусство. Была даже попытка создать на базе КХУ филиал Московского художественного института им. В.Сурикова, но реализовать эту идею оказалось сложно чисто технически. Несмотря на статус среднего специального заведения, училище высоко держит планку классического художественного образования. Его выпускники успешно поступают в тот же Суриковский институт и Академию имени Штиглица в Санкт-Петербурге. И в училище не пытаются удерживать их любой ценой. Ольга Гильмутдинова прямо говорит: «Работать надо не над тем, чтобы они не уезжали, а над тем, чтобы они возвращались». Кстати, именно так в свое время поступил Николай Фешин, вернувшийся после Академии художеств в родную Казань, чтобы преподавать рисунок и живопись молодым художникам. А Фешинская школа должна оставаться Фешинской.