«Нагружать все больше нас стали почему-то, нынче в школе первый класс – вроде института!» Эти строчки из известной и когда-то очень популярной песни в исполнении Аллы Пугачевой и сегодня актуальны. Объем знаний, которые получают школяры, безусловно, увеличился. Но и общеобразовательная программа терпит изменения, и можно поспорить – к лучшему или к худшему?.. Мы спросили наших читателей, а на их взгляд, каких предметов недостает в современной учебной программе?
Гульшат Садыкова, преподаватель, Чистополь:
– Как мало знаем об истоках, богатом наследии православной или мусульманской веры, не говоря уже об изучении Евангелия и Корана. Тревожно и горько слышать, как молодые люди, оказавшись в плену радикального омута, пополняют ряды террористических группировок, и все чаще заложниками и жертвами этой незаконной деятельности становятся дети. В сложившейся обстановке в школьную программу необходимо ввести уроки нравственности, духовного воспитания, истории религий.
Анатолий Князев, рыбак-любитель, Алексеевский район:
– Как человека, кровно связанного с природой, тревожит обмеление, загрязнение рек, прибрежных лесов, пойм и островов. Потребительское, порой и варварское отношение к лесным, водным богатствам в немалой степени порождено низким уровнем экологического образования, недостатком воспитания бережного отношения к природе. В свое время невосполнимый урон принесли ей перекрытия рек, образование водохранилищ. В последние годы не ведется углубление речного русла, нет должной охраны и ухода за рыбными запасами. Опираясь на конкретные примеры и факты, уроками воспитания нужно сделать занятия по биологии, которые должны быть привязаны к проблемам родного края.
Шамиль Назмеев, предприниматель, Нижнекамск:
– Что ни говорите, а в школьной программе обязательно должны быть уроки астрономии и черчения. Если не ошибаюсь, их сейчас нет. Эти предметы развивают в детях пространственное воображение, учат мыслить глубже, проникать в сущность окружающего мира, решать логические задачи. В конце концов та же астрономия формирует в характере ребенка такое качество, как романтичность. Вот вы когда последний раз на звезды смотрели, можете вспомнить? И к формированию учебной программы нужно подходить не только с точки зрения целесообразности – пригодится, не пригодится. У многих моих одноклассников самым любимым предметом в школе как раз и была астрономия, я сам всегда получал по ней пятерки!
Лариса Кузьменкова, технолог пищевой промышленности, Казань:
– Я бы включила в разряд обязательных, подчеркиваю, обязательных, не факультативных, предметов государственное и административное устройство. Причем уже на уровне средних классов. Уверена, что школьникам полезно будет узнать, какие органы власти существуют, какие функции выполняет городская администрация, правительство, депутаты, президент, общественные организации. Что такое социальная защита, пенсионное обеспечение, медицинский полис, как формируется «платежка» ЖКХ, можно долго перечислять. Даже, может быть, устроить экскурсии в эти ведомства, приглашать на уроки специалистов. Тогда и ребенок, обладая этими знаниями, будет чувствовать себя более самостоятельным и защищенным!