Ноу-хау по-казански

В Татарстане запустили производство стратегически важного термопласта

Импортозамещение – крайне важный для отечественной промышленности вопрос в эпоху усиливающихся антироссийских санкций. Отрадно, что в Татарстане удалось совершить настоящий технологический прорыв и наладить выпуск термопласта с уникальными свойствами, который ранее приходилось импортировать.

Автор статьи: Сергей СЕМЕРКИН

Фото: коллаж Олега ПЕПЛОВА

В Татарстане запустили производство стратегически важного термопласта

 

 

Импортозамещение – крайне важный для отечественной промышленности вопрос в эпоху усиливающихся антироссийских санкций. Отрадно, что в Татарстане удалось совершить настоящий технологический прорыв и наладить выпуск термопласта с уникальными свойствами, который ранее приходилось импортировать. Стратегический материал может быть использован в авиационной, автомобильной промышленности и даже «Роскосмосом».

 

ЕСТЬ ПРОРОКИ В СВОЁМ ОТЕЧЕСТВЕ

Достоинства нового термопласта мы оценили в ходе пресс-тура в казанский технополис «Химград», где и презентовали новинку. Не всегда большое видится на расстоянии. Иногда наоборот – великое находится рядом с нами. Всего двадцать минут от центра Казани на микроавтобусе мы ехали с коллегами из республиканских и федеральных СМИ – и вот уже заезжаем в ворота «Химграда». Здесь в одном из корпусов и увидели блестящую (в прямом и переносном смысле этого слова) опытно-промышленную установку. На ней из отечественного сырья выпускается суперконструкционный термопласт полифениленсульфид (ПФС). Среди других полимеров он отличается повышенной жёсткостью, высокой прочностью и износостойкостью. Ещё одна его особенность – высокая химическая стойкость практически ко всем растворителям, многим кислотам и щелочам.

Ранее стратегический материал приходилось завозить из-за рубежа – по данным российской таможни, импортировалось около 200 тонн в год. Теперь наша страна вступила в клуб развитых держав, которые сами способны выпускать ПФС.

Проект в «Химграде» реализован по госзаказу Минпромторга России и является хорошим примером кооперации татарстанских учёных, инженеров и технологов. Созданная установка по выпуску ПФС – совместное детище учёных Химического института имени А.М.Бутлерова (входит в состав Казанского федерального университета), специалистов инженерно-внедренческого центра «Инжехим» и научно-технологического центра «Ахмадуллины».

На презентации генеральный директор АО «Татнефтехиминвест-холдинг» Рафинат Яруллин подчеркнул, что нашей промышленности надо «выбить костыли импорта», то есть наладить производство ключевых материалов и компонентов, которые ранее по тем или иным причинам у нас не выпускались. Благодаря усилиям учёных Казанского университета и татарстанских технологических компаний удалось создать установку по выпуску интересного и очень нужного термопласта для нашей гражданской промышленности и оборонного сектора. Новый материал лёгкий, прочный и не плавится при высоких температурах.

 


Термопласт обладает уникальными свойствами и может использоваться для создания, например, различных комплектующих в авиационной промышленности. Материал сравним по прочности с металлом, при этом легче его в четыре раза


 

Рафинат Яруллин заявил, что Татарстан будет участвовать в тендере Минпромторга РФ для организации производства термопластов, размер заказа превышает один миллиард рублей.

С большим воодушевлением о созданном в Казани термопласте рассказал журналистам профессор кафедры органической и медицинской химии, ведущий научный сотрудник лаборатории исследований органических соединений Химического института имени А.М.Бутлерова КФУ Игорь Антипин: «Это суперконструкционный полимерный материал. Мощность созданной установки составляет пять тонн в год – в соответствии с госконтрактом с Минпромторгом. Производство можно увеличить до 150–500 тонн в год».

Игорь Антипин пояснил, что термопласт обладает уникальными свойствами и может использоваться для создания, например, различных комплектующих в авиационной промышленности. Материал сравним по прочности с металлом, при этом легче его в четыре раза. ПФС обеспечивает работоспособность изделий в диапазоне приблизительно от минус 200 до плюс 220–240 градусов по Цельсию, а кратковременно – до 270 градусов. Это в два раза больше, чем характеристики обычных пластиков.

Первые партии термопласта уже разосланы потенциальным заказчикам для апробирования на их производствах.

Показывая журналистам установку по выпуску термопласта, директор ООО «ИВЦ «Инжехим» Мансур Фарахов подчеркнул, что 90 процентов комплектующих в ней отечественные. Что касается технологий, которые заложены в установке, то они не использовались ни в советское время, ни в современной России. Площадка «Химграда» очень удобна в плане логистики. «В сложных условиях эпидемии коронавируса нам удалось реализовать проект всего за полтора года с момента получения авансового платежа», – заявил Мансур Фарахов.

В перспективе на основе ПФС можно создать композитные материалы. Например, сделать термопластик, проводящий электрический ток (изначально он является диэлектриком). Или повысить его прочность за счёт стекловолокна. Так что перспективы у новинки открываются широкие.

 

КУРС НА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

Очень вовремя в Казани наладили выпуск нового материала, востребованного в авиационной промышленности. Недавно стало известно, что «Аэрофлот» планирует заказать 300 самолётов у Объединённой авиастроительной корпорации. Большая часть заказа – это воздушные суда последнего поколения Sukhoi Superjet 100 и МС-21, меньшая – Ту-214.

Напомним, что 22 марта вице-премьер России Юрий Борисов посетил Казанский авиационный завод имени С.П.Горбунова. Тогда он заявил, что в столице Татарстана возможно производить минимум десять самолётов Ту-214 в год. По словам Юрия Борисова, Ту-214 состоит в основном из российских компонентов, а зарубежные используются минимально.

 


Показывая журналистам установку по выпуску термопласта, директор ООО «ИВЦ «Инжехим» Мансур Фарахов подчеркнул, что 90 процентов комплектующих в ней отечественные. Что касается технологий, которые заложены в установке, то они не использовались ни в советское время, ни в современной России


 

По мнению экспертов, для отечественных авиакомпаний переход на российские самолёты является безальтернативным сценарием на ближайшее будущее. Рано или поздно дефицит иностранных лайнеров и запчастей для них коснётся каждой авиакомпании.

Для производства новых российских лайнеров понадобятся отечественные комплектующие, и тут как раз крайне востребованными окажутся современные материалы, в том числе высококачественные термопласты. А их уже научились делать в Казани. Остаётся пожелать новой производственной линии в «Химграде» большого портфеля заказов. А масштабировать успешные практики в Татарстане всегда умели. Без булдырабыз!

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще