«Никто не видит, никто не проверяет»: как наркоман оказался за рулем «Яндекс Такси» в Казани

Автор статьи: Дарья СУББОТИНА

Фото: Юлия Бидун / «РТ», Кирилл Гумиров / «Татар-информ»

Вопрос безопасности такси для пассажиров и других участников движения встал ребром после ЧП в Казани, где 29-летний водитель «Яндекс Такси» сбил 11 человек около автобусной остановки. Позже в его крови нашли следы наркотиков, также выяснилось, что ранее мужчину лишали прав за пьяную езду и направляли лечиться от наркомании. «РТ» выясняла, как такого человека могли взять на работу в такси и следят ли агрегаторы за состоянием водителей.

СЛЕДЫ АМФЕТАМИНА И МАРИХУАНЫ

Резонансное ДТП произошло в Казани 10 марта на улице Вишневского. 29-летний Евгений Крусев возле автобусной остановки «Ул. Калинина», потеряв управление, влетел на «Москвиче» в толпу пассажиров, которые в это время входили и выходили из автобуса. Были сбиты 11 человек, из них девять, в том числе 12-летний ребенок попали с травмами в больницу.

«Никто не видит, никто не проверяет»: как наркоман оказался за рулем «Яндекс Такси» в Казани

Сразу после происшествия озвучивалось несколько версий произошедшего. По словам пассажира такси, у водителя якобы случился за рулем припадок, похожий на эпилептический. Очевидцам на остановке показалось, что таксист вел себя неадекватно и был «под чем-то», сам Крусев заявил, что просто уснул за рулем. Тест на алкоголь на месте показал нулевой результат, однако позже экспертиза выявила в крови мужчины следы амфетамина и марихуаны

– Со слов задержанного он употреблял запрещенные вещества более месяца назад. Сейчас он привлечен к административной ответственности по ч. 1. ст. 6.9 КоАП РФ (употребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача), суд приговорил его к административному аресту на 15 суток –  сообщила пресс-секретарь Главного следственного управления МВД по РТ Наталья Сагитова.

После того, как закончится срок административного ареста, таксиста снова доставят в суд для избрания меры пресечения уже по уголовному делу, которое возбудили в ГСУ по ч. 1 ст. 264 УК РФ («Нарушение ПДД, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека»).

ЛИШАЛИ ПРАВ И ЛОВИЛИ НА НАРКОТЕ

На данный момент следователи выяснили, что в 2017 году Евгения Крусева лишали водительских прав за пьяную езду. На употреблении наркотиков мужчина также попадался, причем не раз, но не в качестве водителя, а в качестве пешехода. Например, в августе 2024 года полицейские задержали его на улице Технической «с признаками наркотического опьянения, нарушением речи, мышления». Его отправили на медосвидетельствование в Республиканский наркодиспансер, но от процедуры он отказался, «поскольку ранее покурил гашиш». В итоге мировой суд назначил ему пять суток административного ареста и обязал пройти лечение от наркомании. Однако лечиться Крусев не стал, за что в ноябре 2024-го вновь оказался в суде и получил еще пять суток ареста за уклонение от лечения.

Возникают резонные вопросы: как человек с таким бэграундом оказался за рулем такси и контролирует ли кто-нибудь состояние водителей этого легкового транспорта? Ведь для чего-то же у нас принимают законы о такси, создают реестры…

«По действующему законодательству перед выездом на смену водители должны проходить медицинский осмотр за счет таксопарка, с которым у водителя заключен договор, либо за счет собственных средств, в случае, если перевозчик является самозанятым или осуществляет свою деятельность самостоятельно. Перед выпуском машины на линию агрегаторы должны проверять наличие медицинского осмотра», – сообщили нам в Миндортрансе РТ, как должно быть по закону.

«Никто не видит, никто не проверяет»: как наркоман оказался за рулем «Яндекс Такси» в Казани

«БЕДА В ТОМ, ЧТО ТАКСИ У НАС В ОНЛАЙНЕ»

Однако, на деле, как рассказали «РТ» участники рынка, федеральный закон «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в РФ», не так давно вступивший в силу, не соблюдается. Главный приоритет для агрегаторов такси – прибыль.

– Беда в том, что такси у нас существует в онлайне. Почему столько людей под чужими аккаунтами катаются? Потому что водителей вживую никто не видит и не проверяет. По сути агрегаторы как были, так и остаются просто кол-центрами, которые передают водителям заказы. После вступления в силу закона о такси они взяли на себя минимальную ответственность: разграничивают водителей с разрешением на перевозки (которое по закону должно быть у всех) и без него. При этом нелегалов на линии полно, просто им дают меньше заказов. Не проверяет агрегатор и наличие путевого листа, пройденного медосмотра при выходе на линию. Максимум, он раз в неделю может попросить мое фото и раз в десять дней – фото машины, – обрисовала «РТ» ситуацию казанская таксистка с 20-летним стажем, неоднократная победительница конкурса «Лучший водитель такси России» Луиза Бадреева.

Таксисты-нелегалы, по ее словам, умело обходят систему: подключаются с разных телефонов к нескольким агрегаторам и получают такое же количество заказов в час, как водители с разрешением на перевозки. А о рейдах гаишников и местах, где стоят инспекторы, узнают от коллег в чате.

– Я ИП и работаю на собственной машине, у меня заключен договор с организацией, где я прохожу перед сменой и после медосмотр, машину проверяет механик, заполняется путевой лист, я за это плачу 120 рублей в день, – рассказала Бадреева. – Но далеко не все хотят так заморачиваться, тратить время, деньги, покупать ОСГОП, дорогую таксистскую страховку. Я считаю, что все эти ЧП с участием такси происходят как раз с водителями-нелегалами.

Как сообщили нам в Миндортрансе РТ, у водителя, совершившего наезд на людей на остановке, не было разрешения на таксоперевозки, не выдавалось такое разрешение и на арендованный водителем автомобиль «Москвич».

«АГРЕГАТОРАМ ВСЕ РАВНО, ЕСТЬ ПРАВА – И ЛАДНО»

Председатель татарстанской общественной организации «Союз автомобилистов» и владелец одного из таксопарков Расул Таспенов подтвердил, что агрегаторам в принципе всё равно, в каком состоянии водитель выезжает на линию, частенько плюют на медосмотры и таксопарки, которые дают машины в аренду.

– Сейчас ведь большой дефицит кадров, поэтому берут всех подряд, агрегаторам в принципе всё равно, их интересует только наличие водительских прав. Прошлое человека при регистрации в системе агрегатора и выдаче машины в таксопарке никто не учитывает. Есть права на сегодняшний день – и ладно. Если ранее водитель уже вбивал данные удостоверения, а сегодня его прав лишили, информация до агрегатора дойдет с опозданием, – заметил Таспенов. – По закону состояние водителя и машину должны проверить медсестра и механик перед выходом на линию и при заполнении путевого листа. Мы у себя этот регламент соблюдаем, за договор с медсестрой каждый месяц платим 20 тысяч рублей. При автопарке в 50 машин эти деньги – капля в море. Но есть маленькие автопарки на 5-10 машин, которые экономят на осмотрах. И то мне иногда прилетают штрафы от ГАИ за то, что моя машина ехала без путевого листа. Бывает, что водители обманывают: берет машину, говори, что надо съездить по домашним делам, а на самом деле таксует.

«НУЖЕН КОНТРОЛЬ ГОСУДАРСТВА»

Руководитель отдела по связям с общественностью агрегатора такси «Максим» Павел Стенников в разговоре с «РТ» признал, что рабочего инструмента, который бы позволил достоверно проверять кандидатов в таксисты, на сегодня нет:

– Разрешение на деятельность такси в таком виде, в каком оно существует сейчас, не гарантирует безопасность поездок. Оно носит уведомительный характер и имеет ценность только для государственных органов. Мы говорим об этом много лет, предлагая взамен разрешений создать цифровые профили водителей, которые будут контролироваться государством: верифицировать кандидатов в автоматизированном режиме с помощью государственной межведомственной информационной системы, проверять на отсутствие судимостей по тяжким статьям, противопоказаний по здоровью для перевозок. Такая проверка может реально повысить безопасность поездок, – считает Стенников.

Тем временем в пресс-службе «Яндекс Такси» до сих пор хранят молчание по поводу ЧП, запрос корреспондента «РТ» в компании также оставили без ответа.

О том, что в сфере такси необходимо навести порядок, заявлял в конце прошлого года на заседании Правительства, посвященном безопасности дорожного движения, Раис РТ Рустам Минниханов. «Ездят без разрешения, как попало. Нужно принимать жесткие решения», – заявил он тогда.

После ЧП на остановке ГАИ начала в Казани рейды по проверке таксистов. В первый день, 11 марта, инспекторы отчитались, что поймали за рулем такси гражданина Узбекистана с иностранными правами. Рейды продолжатся и дальше.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще