НА ПУТИ К СПЛОШНОЙ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ

Треть крестьянских дворов— в колхо­зах. 50 — 80 процентов хозяйств в райо­нах сплошной коллективизации (Ахме- товская, Абдулловская волости) порвали связь с наделом и поют похоронную умирающему «двору».

Бурный, невиданный темп! Он приво­дит в бешенство и ярость классового врага. Каждый день приносит новые и новые факты террора, угроз и избиения организаторов колхозов кулачеством (Абдуллово, М. Челны). Мы уже не го­ворим об антиколхозной агитации и са­мых чудовищных кулацких сплетнях вокруг коллективизации, о которых не мало писалось. Эта активность особенно сильна в Сармановской волости, где кор­ни «камаловщины» до сих пор еще не выкорчеваны.

Только четкость в работе и организо­ванное наступление на классового вра­га могут обеспечить успех колхозного строительства. Не все сармановские ра­ботники усвоили эту истину. Сарманов- ская волость отстала в темпе коллекти­визации от соседей.

Чтобы «не ударить лицом в грязь», сармановские работники спешно взялись наверстывать упущенное, нагонять про­центы. Но сармановские коллективизато- ры при этом забыли о качестве, о не­удачных кавалерийских наскоках на фронте коллективизации, послуживших причиной развала отдельных, вновь соз­данных, колхозов.

Один из коллективизаторов, без пред­варительной подготовки, решил за один день перевести в колхоз большую, креп­кую деревню Муртыбаш.

С утра организатор провел собрание молодежи, днем собрал женщин-беднячек, затем — всех женщин. И после та­кой подготовки, вечером созвал общее собрание граждан.

Пока организатор толковал с моло­дежью и женщинами, кулаки не без ус­пеха обрабатывали массу бедноты и се­редняков. Кулаки пустили слух, что кре­стьян насильно заставляют итти в кол­хоз, где ждут их все муки ада, и созда­ли впечатление, будто представитель из волости приехал, чтобы заставить всех голосовать за колхоз.

Собравшиеся внимательно вслушивались в речь оратора, который очень подробно излагал международное и вну­треннее положение Советского Союза. На третьем часу речи, когда докладчик вплотную подошел к колхозам, в рядах зашевелились. Пошло волнение. И ког­да оратор внес предложение организо­вать колхоз, подкупленные кулаками элементы подняли крик.

Затертому в угол оратору стали угро­жать.

Рядом сидевший секретарь сельсовета с перепуга выбил окно и выскочил, что­бы сообщить скорее о случившемся в волость.

Мы не вдаемся в подробности неуда­чи сармановского товарища.

...Вчера в кантонный земельный отдел пришел представитель дер. Леки, Нур- кеевской волости. У ходока были спис­ки членов колхоза, подлежащие соот­ветствующему оформлению. В этих спис­ках были лишенцы, попы и прочий эле­мент, которому не место в колхозе.

Выясняется любопытная картина орга­низации колхоза в дер. Леки. Прибыл представитель из волости. Собрал сход, на который явилось 70 чел. (в деревне 200 дворов). После доклада большин­ством голосов была принята резолюция за колхоз.

На основании этого постановления, со­ставили список всех граждан села, неза­висимо от желания каждого, и направи- ли на утверждение.

О таких «колхозах» нуркеевские кре­стьяне знают по опыту прошлого. В па­мяти еще не стерся исторический путь «Алги».

Уродливые методы коллективизации создают у лекинских бедняков и серед- няков впечатление, что коллективизация проводится приказом.

Вместо того, чтобы раз'яснить каждо­му бедняку и середняку смысл и пре­имущества колхоза, организаторы кол­хозов из Нуркеевской волости лихо ска­чут из одного села в другое и, не забо­тясь о качестве, шьют колхозы на «жи­вую нитку».

В том же Нуркееве, Зайнуров, за чаш­кой чая, рассказал мне о вчерашнем со­брании, принявшем решение о коллекти­визации, — Долго говорили, и решили все в колхоз!

Зайнуров — положения ниже серед­няцкого — тоже поднимал руку за кол­хоз. Но сейчас у Заинурова много во­просов, которые, видимо, не растолко­ваны были достаточно ясно на вчераш­нем собрании.

— Как будем жить, если у меня 7 душ и 2 работника, а у соседей — 3 души и 2 работника? Что делать с нетрудоспо­собными? Как делить урожай?

Эти вопросы колеблют Зайнурова.

Зайнуров, вчера голосовавший за кол­хоз, а сегодня охваченный сомнениями, совсем не одинок.

Много конкретных, жизненных вопро­сов всплывает на каждом собрании по коллективизации. Крестьянин ждет ясно­го и понятного ответа на них.

Докладчик - организатор должен не только твердо знать политику партии в переустройстве сельского хозяйства, но и ясно представлять себе организацию хозяйства, способ исчисления паевых взносов, внутренний быт колхоза и проч. А многие пламенные бойцы на колхоз ном фронте этими знаниями как раз не вооружены и стараются выехать на тра­фарете докладов о колхозах «вообще».

Докладчики, организаторы показывают подчас разительную неграмотность.

Ноябрьский пленум ЦК ВКП(б) отме­тил, что «развертывание массового кол­хозного строительства и его прочный успех неосуществимы без систематиче­ского накопления и всемерного роста обобществленных фондов колхозного движения. Рост и укрепление обобщест­вленных и, в связи с этим, неделимых фондов колхозов является базой созда­ния необходимых средств производств.) в колхозах. Всемерное увеличение этой производственной базы колхозов и борь­ба против разбазаривания инвентаря, живого и мертвого, со стороны вступаю­щих в колхоз новых членов являются необходимым условием развертывания колхозного движения».

Коллективизаторы из Мысово-Челнин- ской волости по-своему раз'ясняли эту директиву перед крестьянством.

На многолюдном собрании в селе Бо- ровецкое, секретарь волкома так поучал слушателей:

— Низшая колхозная ступень — това­рищество по общественной обработке земли. Это общая работа на общей зем- ле, при общем мертвом инвентаре.

— А скот?

— Скот в таком колхозе, — отвечает докладчик,—можно не обобществлять (!).

Боровецким крестьянам, как видно, не впервые говорят о колхозе. И каждый приезжающий оратор по-своему об'яс- няет.

Недаром докладчику кричали:

— Кого из вас слушать? Одни говорят: ! со скотом, другие без скота...

Сплошь и рядом в Мысово-Челнннской волости, по причине колхозной негра­мотности волостных работников, росли «колхозы» даже без обобществления ра­бочего скота.

Путаницу и недоумение вызывает диф­ференцированный пай, о котором в неко­торых местах не имеют ясного представ­ления. На места из кантона прислан «на­каз», подробно раз'ясняющий все вопро- сы колхозного строительства. Но в нем нет ни слова о паевых взносах в товари­ществах по общественной обработке земли.

Установлен общий дифференцирован­ный пай для всего кантона: oт и до. Ди­ректива о том, что пай определяется стоимостью средств производства для каждой группы крестьян в отдельности (бедняк, середняк, маломощный серед- няк) и отдельно для всякого с.-х. об'еди- нения — не дошла не только до села, но и до кантона.

Путаные, неясные об'яснения о вну­тренней жизни колхоза, об организации хозяйства заставляют многих крестьян задумываться.

— А что же на самом деле: итти или ет?..

Боровецкие крестьяне на том же собра­нии говорили:

- Покажите нам, что есть колхоз и мы взойдем в него.

Из Кузкеевской волости, Мензелинского кантона, где, видимо, раз'яснительная работа плохо поставлена, недавно при¬ехала делегация женщин в «Ириктан» (колхоз в Абдулловской волости) знако¬миться с колхозной жизнью.

Правы боровецкие мужики. Почему правление колхоза «Новый Мир», хозяй¬ственно крепкого колхоза, не отчиты- вается и не рассказывает о постановке колхозной работы на широких крестьян¬ских сходах?

Почему бы не организовать посылку делегатов в лучшие колхозы? Только в Абдулловской волости работники агити¬ровали крестьян живыми примерами. Колхоз «Ириктан» отчитывался в 10 де¬ревнях, которые без всяких недоумений перешли в колхоз и по примеру «Ирик- гана» перестраивают хозяйство. Надо повсеместно, не дожидаясь отчетно-пе-ревыборной кампании сельхозкоопера- ции, поставить в деревнях доклады луч¬ших колхозников. Не снижая взято! о темпа коллективизации, надо сказать:

— Упор на качество.

И на качество работы по организации колхозов и на качество созданных кол¬хозов. Десятки новых колхозов органи¬зационно не оформлены. При такой си¬стеме, когда вся забота • ограничивается только организацией, а в дальнейшем колхоз предоставляется самому себе, ку¬лак получает возможность вести самую широкую вредительскую работу. В ог¬ромной деревне Биклян (М.-Челнинская волость) как раз так и получилось. Представители из волости организовали колхоз и уехали. А муллы и кулачесть > пустили в ход все методы своего агит¬пропа и через несколько дней добились того, что десятки бедняков и середняков подали заявления о выходе из колхоза

Эти прорывы — все же досадное не ис- ключение.

Основная масса крестьянства прекрас- но знает преимущества коллективного хозяйства и искренно поддерживает его.

Колхозное движение вызвало небыва- лый энтузиазм бедняцко - середняцких слоев, который широко надо использо¬вать для преодоления трудностей и ку¬лацкого сопротивления на пути колхоз¬ного строительства. Мих. Еселев,

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости