В октябре 27 года махорочная фабрика Татсою-за была передана Татпищтресту. Новый хозяин не мог, конечно, зимой приступить к ремонту нового здания и развертыванию заграничной аппаратуры, отложив это до лета. Но и в старом помещении фабрики Татпищтрест кое-что сделал, по возможности механизировал производство, углубил его рационализацию. В результате вновь выпущенная Татпищтрестом махорка .Курдима* оказалась соответствующей установленному ВСНХ стандарту, т. е. махоркой очень высокого качества.
При передаче фабрики Татпищтресту,— НК РКИ обязал Татсоюз, имеющий в кантонах громадную сеть низовых кооперативов, реализовать продукцию фабрики.
Может показаться, что даже и обязательства такого накладывать не следовало Ведь это же так естественно, чтобы Татсоюз реализовал махорку Татпищ- треста. Особенно, если принять во внимание, что эта махорка высокого качества.
На деле, к сожалению, это не так. Толы о что передав фабрику, имея на складах запасы своей махорки в количестве 10 тыс. ящиков, Татсоюз заключает годичный договор с Махорсиндикатом на недостающие ему 12 тыс. ящиков,—при чем эта махорка доставляется ему из Костромы,—вместо того, чтобы в тех же размерах организовать сбыт махорки ТаТ- пшцтрестовской.
— Работай-де, Татпищтрест, что хочешь,—а мы будем в Костроме покупать.
Правда, Татсоюз это сделал под давлением Центросоюза,—но в какие высшие партийные или советские органы обращался Татсоюз с просьбой об освобождении его от принудительной нагрузки костромской махоркой? Никуда не обращался. А между тем торговля махоркой .Курдима* обеспечивала бы сбыт этой последней и позволила бы снабжать потребителя более дешевой и высококачественной махоркой.
Другая крупная торговая организация— Татторг продает Кременчу скую махорку—„Смычка®, которая почти ка 2 рубля за ящик дороже и, во всяком случае, не лучше качеством, чем „Курдима*. До сего времени договора с Татпищтрестом на реализацию махорки последнего Татторг не заключил.
А ведь Татторг основной своей задачей имеет реализацию товаров местной татарской промышленности.