«ТРИУМФ ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО ОПЫТА» БРИАНА НЕ УДАЛСЯ

СООБЩЕНИЕ ТАСС

На имя Наркоминдела тов. Лит­винова получено от генерального секретаря Лиги наций письмо сле­дующего содержания:

«Женева, 23 января 1931 года. Господин народный комиссар. Имею честь довести до вашего сведения, что на заседании от 20 января 1931 года комиссия по изу­чению вопроса о европейском сою­зе приняла следующую резолюцию: «Принимая во внимание резолюцию пленарного собрания Лиги наций от 17 сентября 1930 года, комиссия по изучению вопроса о европей­ском союзе постановляет подверг­нуть изучению мировой экономиче- ский кризис, поскольку он затраги­вает всю совокупность европей­ских государств, я пригласить че­рез посредство генерального сек­ретариата к участию в этой рабо­те правительства Исландии, Тур­ции и СССР». При сем прилагает­ся вышеупомянутая резолюция пле­нарного заседания Лиги наций. Я позволю себе прислать вам допол­нительно все документы комиссии по изучению вопроса о европей­ском союзе. Следующая сессия этой комиссии состоится в мае. Точная дата сессии будет установлена позднее. Не откажите в любезности сообщить мне, принимает ли ваше, правительство приглашение, кото­рое мне поручено передать вам от имени комиссии по изучению во­проса о европейском союзе.

Примите, господин народный ко­миссар, уверение в моем глубоком уважении.

Временно исполняющий обязанности генерального Секретаря — Авеноль».

В ответ на письмо временно ис­полняющего обязанности генераль­ного секретаря Лиги наций Авеноля народный комиссар по иностран­ным делам СССР тов. Литвинов от­правил следующее письмо:

«6 февраля 1931 года.

Господин генеральный секретарь, я получил ваше письмо от 23 янва­ря, сообщающее, что комиссия изучения европейского объединения постановила изучить мировой экономический кризис, поскольку он интересует коллектив европейских государств, и пригласить для уча­стия в этом изучении СССР.

Это сообщение, взятое в сочета­нии с официально доведенным до сведения советского правительства меморандумом французского пра­вительства об организации пан-Европы, а также с дебатами, имев­шими место на последней сессии комиссии по изучению пан-Европы, поскольку о них осведомлено со­ветское правительство, вызывает у него немало недоуменных вопро­сов. Судя по ответам различных правительств на вышеупомянутый меморандум французского правительства относительно целей, наме­ченных для новой организации и методов достижения этих целей — существует множество разногласий. У советского правительства есть своя концепция о причинах посто­янно существующих экономических противоречий между государствами и о причинах периодически возни­кающих в капиталистических стра­нах экономических депрессий и кризисов, о тех путях, на которых человечество должно стремиться и может достигнуть действительной солидарности народов, но вряд ли есть необходимость эту концепцию здесь излагать.

Однако, ее может не представ­ляться бесспорным для всех госу­дарств то положение, что без обес­печения универсального мира во­обще, европейского в частности, и устранения причин, грозящих нарушением этого мира, не может быть и речи об успешности каких бы то ни было стремлений к установле­нию европейской солидарности в экономической, или каких-либо других областях. Даже буржуаз­ные экономисты признают причин­ную связь между политической тре­вогой, существующей в настоящее время и все более растущей во всем мире, беспрерывным ростом вооружений, поглощающих в неко­торых странах до 40-50 проц, на­родных бюджетов — с одной сто­роны, и все усиливающимися эко­номическими противоречиями меж­ду государствами и экономическим кризисом внутри этих государств— с другой стороны.

Столь же бесспорным представ­ляется и то, что искреннее стремле­ние к улучшению отношений меж­ду государствами и к упрочению мира между ними, являющееся предпосылкой их сотрудничества в экономической области, не может быть направлено к противопостав­лению одних государств другим.

Затем, если говорить об объединении Европы, как величины географической, без оговорки о том, что имеются в виду лишь государ­ства определенной социально-политической системы, то казалось бы, что участие того или иного госу­дарства в этом объединении авто­матически определяется его геогра­фическим положением, которое не может быть изменено в результате какой-либо дискуссии и что не дол­жны быть исключены из объединения и государства, принадлежащие хотя бы в незначительной части своей к этому географическому це­лом. В виду очевидной бесспорно­сти этих положений, представляет­ся совершенно непонятным и странным, каким образом одна группа европейских государств могла при­своить себе право вынесения реше­ний по вопросу о допущении или недопущении другой группы евро­пейских же государств в коллектив, претендующий на название пан- европейского.

Странность, конечно, отнюдь не уменьшается и тогда, когда высту­пает, например, Швейцария, зани­мающая территориально 0,4 проц. Европы, или даже Норвегия, зани­мающая по территории 3,1 проц., против допущения какого государ­ства, как СССР, занимающего в одной Европе территорию, состав­ляющую около 45 проц, всей Евро­пы и превышающую в два раза территории Франции, Бельгии, Румынии, Югославии, Швейцарии, Испании, Голландии, Швеции, Да­нии и Норвегии вместе взятых. При постановке этого вопроса прихо­дится совершенно отмести, как яв­но несообразные, какие бы то ни было аргументы и ссылки формаль­но-юридического характера, кото­рые были бы понятны на собрании юристов, а не на международном политическом собрании руководи­телей иностранных ведомств.

Если, однако, допустить, что вопреки самому названию организа­ции, посылающей «приглашение» СССР, речь идет не об объединении государств Европы, а о создании внутри Европы двух группировок по признакам формально-юридиче­ским или социально-политическим, то неизбежно возникает вопрос, будут ли при предполагаемом сот­рудничестве этих группировок обес­печены обеим частям организации равные и одинаковые права.

Далее, в постановлении комиссии по изучению пан-Европы говорит­ся, что она решила «изучить миро­вой экономический кризис». Из этого постановления, однако, не­ясно, решила ли комиссия ограни­читься только этим вопросом или же она оставляет за собой право в любой момент включить в круг своих занятий также другие во­просы, а в последнем случае пред­полагается ли участие в обсужде­нии этих вопросов только одной группы европейских государств или всех государств. Этот вопрос, есте­ственно, возникает хотя бы уже потому, что во время дебатов в комиссии высказывалась такая мысль, что перед комиссией могут быть поставлены вопросы, обсуждение которых в присутствии представи­теля СССР было бы весьма неудоб­но, при чем не указано было ясно, по­тому ли, что эти вопросы вовсе не касаются СССР, или потому, что касаются его слишком близко. Если эта мысль воспринята будет всей комиссией, может создаться по­ложение, когда СССР будет прини­мать участие в работах комиссии, которая позаботится об устранении участия его представителей в во­просах, ближе всего его касающих­ся и больше всего его интересующих.

Отдавая себе отчет в невозмож­ности получения вне сессий комис­сий каких-либо разъяснений по выше отмеченным вопросам и в веро­ятной затруднительности для ко­миссии формулирования ясных от­ветов, советское правительство ре­шило принять участие в ближайших работах комиссии по изучению пан-Европы, резервируя свое окон­чательное отношение к ее даль­нейшим работам до получения не­обходимых ему разъяснений, изуче­ния им самой комиссии и обвини­тельного характера намерений приглашающей части комиссии. Принимая это решение, советское правительство руководствуется своим постоянным стремлением содействовать всем начинаниям, которые при таком содействии могут быть направлены к обеспечению всеоб­щего мира, и мира в Европе в част­ности, исходя при этом также из теоретически признанных в мемо­рандуме франципра положений о суверенитете всех государств, о равноправии их, а также о том, что новая организация не должна быть «противопоставлена никакой этни­ческой группе на других континентах или в самой Европе». Примите уверения и т. д. М. Литвинов»

Москва, 9 февраля. (По радио).

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости